Найти тему
АртиФиш

Книга Николая Волкова «Композиция в живописи»

Николай Николаевич Волков был, наверное, самым авторитетным специалистом в области композиции советского времени. Помимо того, что он был профессиональным практикующим художником, он получил философское и физико-математическое образование. С 1914 по 1922 год он обучался в Московском университете, а в 1925-26 годах – в Германии во Фрайбургском университете.

Живописью Волков начал заниматься в 1929 году и его первые работы получили одобрительные отзывы таких художников как Максимилиан Волошин и Павел Кузнецов.

Позже Волков получил степень доктора педагогических наук и долгое время работал в Институте психологии Академии педагогических наук СССР. Он написал ряд книг и статей по теории рисунка, живописи и композиции.

Его книга «Композиция в живописи» была издана в 1977 году. В этом труде Волков сделал попытку обозначить круг основных проблем теории композиции в изобразительном искусстве и эта попытка выглядит, как минимум, добросовестной, что выгодно отличает книгу Волкова от многих других трудов советского времени на эту тему.

Определение предмета композиции

Прежде всего Волков отмечает, что слово «композиция» — пример терминологической неустойчивости. Далее он последовательно продвигается к определению этого термина применительно к живописи. Он начинает с абстрактного определения композиции как цельности. В этом случае композицией можно было бы назвать со­став и расположение частей целого, удовлетворяющее следующим условиям:

1) ни одна часть целого не может быть изъята или заме­нена без ущерба для целого;

2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;

3) ни один новый элемент не может быть присо­единен к целому без ущерба для целого.

Но такое определение не является исчерпывающим. Волков пишет:

«Приведенная формула, однако, слишком широка, чтобы быть определением композиции. Она перечисляет лишь необходимые при­знаки ее, входящие в общее понятие целостности. Пользуясь этой формулой, нельзя отличить в конкретном явлении (в частности, кар­тине) композиционное единство от некомпозиционного».

Развивая эту мысль он приходит к следующему выводу:

«Для того чтобы создать композицию или увидеть в случайных группах композицию, надо связать все группы каким-то законом, внутренней связью. Тогда группы уже не будут случайными. Мы можем организовать ритм групп, составить узор, добиваться сходства групп песчи­нок с предметами, наконец, стать на путь картинного изображения. Поступая так, мы преследуем цель объединить элементы случайного единства связями, создающими закономерное целое».

Определение предмета художественной композиции как закономерного целого, к которому приходит Волков, выглядит таким образом:

«…композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла».

То есть, именно смысл в понимании автора объединяет элементы случайного единства связями, создающими закономерное целое:

«Композицией картины мы называем построение сюжета на плоскости в границах рамы. Целью и формообразующим принципом композиции картины является, однако, не построение само по себе, а смысл. Конструкция (построение) выполняет функцию подачи смысла».

Далее он развивает эту мысль:

«Картина, как и другие произведения искусства, состоит из спаянных между собой различных компонентов формы. Одни из них работают на смысл, другие нейтральны. Одни компоненты формы активно строят композицию, другие, оставаясь обязательными компонентами структуры картины, не работают на смысл. Только те формы и их сочетания, которые работают на смысл в любых его существенных для смысла разрезах, должны быть учтены в анализе картины как композиционно значимые формы. Это главный тезис и основная позиция в предстоящем разговоре о композиции».

Эта идея ставит автора в довольно сомнительное двойственное положение. По его логике элементы композиции произвольно делятся на те, которые мы должны принимать во внимание и те, которые мы должны игнорировать в зависимости от их участия в выражении смысла. При этом игнорируемые элементы остаются обязательными компонентами структуры картины! Одновременно пытаясь игнорировать такие элементы и признать их обязательными компонентами, автор здесь, фигурально говоря, просто садится на шпагат и уже в этой не очень удобной позиции продолжает свое исследование.

Плоскостная композиция

Волков также понимает возможность разбора композиции как геометрической конструкции на плоскости, но опять-таки отдает предпочтение смыслу. Он пишет:

«Линейно-плоскостное расположение групп — традиционный мотив искусствоведческого анализа композиции. Однако и линейные средства, и плоские геометрические фигуры, объединяющие группы персонажей, предметов, могут быть и композиционно важными и композиционно нейтральными, если объединяющая линия или контур плоской фигуры не очень ясен (активен). Любую картину можно расчертить геометрическими схемами. Всегда можно найти простые геометрические фигуры, в которые приблизительно вписываются отдельные группы. Еще легче найти объединяющие кривые, но существенны ли эти фигуры для общего смысла картины?»

Но одна мысль делает построения автора, как минимум, интересными:

«Однако, может быть, уже до того, как мы постигли смысл или даже только узнали сюжет картины, в ней, как покрытом следами кисти художника плоском поле, предопределен ход восприятия, путь к смыслу? Плоскостная композиция, не она ли направляет движение глаз, заставляет фиксировать особо выделенные (положением, цветом) части изображения, повторять цезуры ритма в остановках глаза, фиксировать ось симметрии и снова читать от нее, позволяет легко охватывать взором пятна и линии, связанные в простые геометрические фигуры? Такая постановка вопроса кажется естественной. Плоскостная композиция строит поле картины для лучшего прочтения ее».

Здесь Волков фактически обозначил действительную функцию композиции и ее абстрактную природу. Более того, ясно читается идея о том, что композиция воспринимается зрителем на уровне подсознания - "до того, как мы постигли смысл".

Задачи композиции

Целостность автор называет главным качеством, родовым признаком композиции:

«Особый характер связи между целым и его компонентами определяет и композицию как вид структуры, в частности композицию произведения искусства... Части композиции связаны между собой, но они обязательно связаны между собой и тем, что связаны с целым.

Связи, создающие композиционное целое — это, во-первых, конструктивные связи. В картине это — аналогии и контрасты цвета и линии, выделение главного пятна, предмета, ряды и контрасты в по­ложении главных предметов, пространственный строй и т. п.

Композиция произведения искусства, в том числе и композиция картины, во-вторых — смысловая целостность. Конструктивный центр есть чаще всего и смысловой узел. Функции конструктивных связей в картине — создавать и укреплять смысловые связи».

Дорогого стоит это «во-первых» применительно к цвету, линии и выделению главного пятна. Для организации поля картины в интересах создания целостного образа автор предлагает решить следующие конструктивные задачи:

1. Выделение композиционного узла так, чтобы обеспечивалось привлечение внимания и постоянное возвращение к нему.

2. Расчленение поля такое, чтобы важные части отделялись друг от друга, заставляя видеть сложность целого.

3. Сохранение целостности поля, обеспечение постоянного связывания частей с главной частью — композиционным узлом.

Композиционный узел определяется следующим образом:

«Композиционным узлом картины мы называем главную часть картины, связывающую по смыслу все другие части. Это главное действие, главные предметы (в натюрморте), цель главного пространственного хода или собирающее цветовой строй главное пятно в пейзаже. Если образно представить себе картину как поле сил, это источник распространяющейся до контура рамы энергии».

Среди основных композиционных принципов Волков называет аналогию и контраст, а также симметрию и ритм.

Таким образом, по Волкову композиция есть замкнутая структура с фиксированными элементами на плоскости в границах рамы, связанная единством смысла. Главным качеством композиции является целостность. Части композиции связаны и между собой и с целым. Композиционная целостность обеспечивается конструктивными связями. Конструктивными задачами являются: выделение композиционного узла, расчленение поля для обеспечения сложности целого и сохранение целостности поля, за счет связывания частей с композиционным узлом. При построении композиции используются аналогия и контраст, а также симметрия и ритм.

Композиция строит поле картины для ее лучшего прочтения, предопределяет ход восприятия и путь к смыслу. Функция подачи смысла является целью и формообразующим принципом композиции картины.

Это могло бы быть работающей системой композиции, но автор остается в двойственной позиции, когда композиция смешивается с сюжетом и в плоскость композиции вносится третье измерение. Волков пишет:

«… композиция картины есть прежде всего построение изображения на реальной плоскости, ограниченной рамой. Но это вместе с тем построение изображения. Вот почему во второй главе, говоря о построении на плоскости, все время имелось в виду построение не пятен на плоскости, самих по себе, а построение — в пятнах и линиях пространства, групп предметов, действия, сюжета».

Среди композиционных задач Волков рассматривает задачу построения пространства, то есть условной глубины изображения, как одну из самых важ­ных. Такой подход был сознательным выбором, что следует из слов самого автора:

«Рассматривать значение общих композиционных форм в специфических задачах композиции картины, конечно, возможный путь. Тогда оглавление выглядело бы примерно так: 1) способы выделения главного; 2) контраст и аналогия; 3) повторы и нарастания; гармония и равновесие и т. д.

Я выбрал другой путь, распределив проблемы композиции картины по задачам, которые приходится решать художнику исходя из специфики его творчества, соответственно — по факторам или системам структуры целого, начиная с распределения изображения на плоскости и кончая построением сюжета».

Заключение

В результате избранного подхода книга Волкова оказывается в значительной степени сборником искусствоведческих эссе, а композиция как таковая затрагивается очень мало, потому что предпочтение отдаётся сюжетному построению.

Впрочем, возможно что выбор именно такого подхода имеет простое объяснение: в советские времена Волков не имел возможности прямо говорить об абстрактной природе плоскостной композиции, не рискуя навлечь на себя гнев идеологически выдержанных соратников по цеху и репрессии со стороны партийного аппарата. И он замаскировал свою систему композиции, оставив в текстах книги ключи к ее разгадке.

Хотя Волков стоял на позициях реализма, он глубоко понимал условность изобразительных средств. В другой своей книге «Цвет в живописи» он пишет:

«Вопрос об изобразительной правде живописи только на первый взгляд кажется простым. Самой большой ошибкой было бы признать за идеал изобразительной правды возможно более подробное и всестороннее внешнее сходство между изображением и действительностью. Изображение не требует широкой базы для внешнего сходства. Убедительность возникающего образа вполне возможна на ограниченной, или, как иногда неточно говорят, "условной" базе ... Преодолевая заложенную в самой природе изображения неполноту сходства, живопись, так же как и другие искусства, искала новые способы передачи жизненности образа и тем самым выигрывала в ясности художественных средств, в глубине познания и силе эмоционального воздействия».

Возвращаясь к книге «Композиция в живописи», отметим, что в контексте понимания ограниченности базы художественных средств очевидна необходимость использования такого мощного инструмента как плоскостная композиция. Именно она, по выражению Волкова, строит поле картины для ее лучшего прочтения, предопределяет ход восприятия и путь к смыслу. И такую постановку вопроса сам автор называет естественной. Он прямо указывает на то, что возможным путем является рассмотрение общих композиционных форм в задачах построения композиции картины. И тогда элементами композиции будут пятна и линии на плоскости, применительно к которым будут решаться вопросы способов выделения главного, контраста и аналогии, повторов и нарастания, гармонии и равновесия...

Мне видится, что возможность выделения из материалов книги той части, которая касается задач построения плоскостной абстрактной композиции в качестве самостоятельной системы не только предполагается - автор фактически подталкивает читателя к такому прочтению.

Ссылки на книги Волкова в описании к видео внизу

Волков Н.Н. «Композиция в живописи»

https://iskusstvoed.ru/2016/09/21/volkov-n-n-kompozicija-v-zhivopisi-2/

Волков Н.Н. «Цвет в живописи»

https://royallib.com/book/volkov_nikolay/tsvet_v_givopisi.html