С момента начала его понтификата в 2013 году Папа Франциск сделал ряд заявлений, которые заставляли пресс-секретаря Ватикана работать на полную мощность, как политического представителя после неудачного дебата, а верующих — чесать затылки в недоумении. Это происходило так часто, что уже в 2016 году (всего через три года после его восшествия на престол) была опубликована книга под названием «Что на самом деле сказал Франциск». Обычно эти комментарии (как подготовленные, так и, чаще всего, сделанные спонтанно) касались текущих культурных войн.
Однако на прошлой неделе его заявления перешли в область самого христианского учения, и тут уж невозможно их обойти стороной. Как сообщило Vatican News, выступая перед группой студентов в Католическом колледже для юношей в Сингапуре 13 сентября, Папа сказал следующее:
«Все религии — это пути к Богу. Они — чтобы провести аналогию — как разные языки, разные диалекты, ведущие к одной цели».
Четыре дня спустя, в видеообращении к собранию молодых людей на конференции «Встречи Средиземноморья 2024» в Тиране, Албания, он показал, что предыдущий комментарий был не оговоркой. Как сообщает Catholic News Agency, он сказал группе: «Разнообразие наших… религиозных идентичностей — это дар от Бога».
Если бы он сказал, что все религии — это свидетельства поисков человека Бога, или что каждый человек, будучи создан по образу Божьему, заслуживает уважения независимо от своей религии, никакого скандала бы не было. Эти утверждения несомненно верны. Но он не сказал этого; он сказал: «Все религии — это пути к Богу».
Я понимаю, что многие, кто читает это, не найдут ничего странного в словах Франциска; значительная часть населения придерживается мнения, что все религии по сути одинаковы. Однако когда самый известный и видимый христианский лидер на планете говорит это, это имеет огромное значение, потому что это не то, чему учит религия, которую он представляет.
Библия ясно утверждает то, что христиане (независимо от конфессии) верят о пути к Богу. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит следующее:
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).
Позже, в Деяниях Апостолов, Петр говорит так:
«Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12).
А в письме апостола Павла Тимофею он пишет:
«Ибо един Бог, и един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5).
Очевидно, что мусульманин, индуист, иудей, атеист или агностик не согласятся с этими стихами; я полностью это понимаю. Однако глава Католической церкви, также очевидно, должен согласиться с ними — обязан согласиться с ними — и если он этого не делает, то у нас серьезная проблема. И это проблема не только для католиков, но и для всех христиан, потому что, как я уже сказал, Франциск является самым видимым христианским лидером на планете, и когда он вызывает путаницу в таком важном вопросе, это затрагивает всю Церковь.
Недавние заявления Папы также прямо противоречат его первому апостольскому увещеванию 2013 года «Радость Евангелия» (Evangelii gaudium). В нем, среди других призывов ко всем верующим следовать Великому поручению Христа в Матфея 28:19–20, он пишет следующее:
«В силу своего крещения все члены Божьего народа становятся миссионерскими учениками. Все крещеные, независимо от их положения в Церкви или уровня их веры, являются агентами евангелизации» (Evangelii gaudium, пункт 120).
Как верующему примирить диаметрально противоположные позиции Франциска? Если все религии — это пути к Богу, зачем нам вообще беспокоиться о том, чтобы проповедовать Евангелие? Зачем нужны миссионерские ученики? Простой ответ заключается в том, что если слова Папы противоречат Библии, нужно следовать Библии.
Статьи в духе «что он на самом деле сказал/имел в виду/хотел сказать» уже начали появляться в Интернете от обычных защитников Франциска, а также обвинения в ереси от обычных правых комментаторов. Ни те, ни другие вряд ли изменят чье-то мнение (они ведут эту борьбу по поводу Франциска и его заявлений уже более десяти лет), и я не придерживаюсь ни одной из этих точек зрения.
Я начинаю верить, что то, что мы видели в отношении кандидатов в президенты США, справедливо и для Церкви. Возможно, человеку в возрасте за 80 (в декабре Папе исполнится 88 лет) не стоит возглавлять один миллиард католиков по всему миру. Папа Бенедикт XVI был 85-летним, когда осознал, что просто не может больше выполнять обязанности своего офиса, и ушел в отставку; возможно, настало время Франциску осознать то же самое.
И последнее. Как и в случае с любыми подобными статьями, я ожидаю комментариев как от сторонников Франциска, так и от его критиков, а также, вероятно, от тех, кто считает, что Бог — это Летающий Макаронный Монстр. Давайте просто постараемся сохранять уважительный тон.