В этой статье хочу поделиться реальным кейсом Арбитражного суда города Москвы по делу ООО "Яндекс". Хочется предупредить всех мини-мидл-макси блогеров, размещающих рекламу в телеграме, вк и иных запрещённых на территории РФ видео и фотоплатформ
Сейчас в принципе "закручивают" гайки в вопросах распространения рекламы. Чего только стоит последняя громкая новость о том, что блогеры в том числе на платформе Телеграм теперь обязаны отчитываться в Роскомнадзоре (если у канала/блогера более 10 тыс. подписчиков)
Тонкостей в рекламе очень много, в подробности каждой из них вдаваться не буду. Сегодня поговорим о конкретном показательном случае с Яндексом, который я очень надеюсь станет кому-то уроком и поможет избежать серьёзных ошибок
Итак, история следующая
Яндекс разместил рекламу одного небезызвестного "образовательного" сервиса. Слово "образовательный" специально взяла в кавычки, поскольку сервис только номинально отвечает его признакам, а по факту является ресурсом по написанию студенческих работ (рефератов, курсовых и т.п.)
Что же здесь такого? Почему же яндекс оштрафовали?
А всё дело в Законе о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе") . В статье 7 конкретно устанавливается, что помимо всякого рода наркотических средств, взрывчатых веществ, абортов, табака и никотиносодержащей продукции, нельзя рекламировать и услуги по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов и т.п.
За нарушение законодательства о рекламе тут как тут административная ответственность. Для юридических лиц она самая "жёсткая", устанавливаются самые большие штрафы
Поэтому и Яндексу УФАС (антимонопольная служба) приписал штраф за незаконную рекламу. Ещё и оказалось, что яндекс недавно уже был оштрафован за такую рекламу, поэтому вместо минимальных 100 т.руб, получил штраф в двойном размере
Яндекс пошёл оспаривать решение антимонопольной службы в Арбитражный суд города Москвы ( дело А40-103547/2024). Но суд поддержал УФАС, поскольку установил, что несмотря на все попытки Яндекса поименовать платформу образовательной, на интернет-странице по гиперссылке прямо перечислены запрещённые законом о рекламе услуги
Почему Яндекс должен нести ответственность?
Об этом тоже позаботился закон о рекламе. В данной ситуации Яндекс является рекламораспространителем и обязан соблюдать требования законодательства о рекламе. Это конкретные требования, установленные для рекламораспространителя ч. 7 ст. 38, для рекламодателя (то есть изготовителя, исполнителя или продавца товара/услуги/работ) ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе
Если вы размещаете рекламу, вы обязаны соблюдать требования законодательства. За нарушение предусмотрена административная ответственность (которую в том числе наложили на яндекс) по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Для физических лиц штраф составляет от 2 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб, для юрлиц от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (ИП если что в данной ситуации приравнивается к юрлицу)
П.С. если вы рекламируете иноагента или его медийный ресурс, то суммы штрафов: на граждан в размере от 20 т. руб. до 80 тыс. руб., на юридических лиц - от 500 тыс. руб. до 3 млн. руб.
Поэтому дорогой читатель, если у вас есть медийный ресурс и вы размещаете на нём рекламу, тщательно проверяйте того, кого вы рекламируете. Обязательно маркируйте рекламу, даже в шортсах/рилсах/тик токах. Понимаю, что не все работают в открытую, в любом случае проверить продукт, чтобы не привлечь к себе ненужного внимания, будет не лишним
Про такое ненужное внимание от людей с улицы (жалобщиков) как-то давным давно писала статью, можете ознакомиться
Зарегистрировался, приобрёл лицензию, арендовал помещение и... "получил" от ФАС из-за глупой ошибки
Да, и кстати, рекламировать букмекеров не запрещено ;) это так, к слову
Если у вас есть вопросы по рекламе, хотите проконсультироваться или уже получили весточку от антимонопольной службы, пишите, я на связи. Я универсальный юрист, помогу и с договором, и с общением с госорганом, и с судебным делом. Первичный анализ ситуации делаю бесплатно
Телеграм @Zlaw_owner (t.me/Zlaw_owner)
Мессенджер Яндекс (сообщения открыты)