Найти в Дзене
Записки не краеведа

Открытие церковно-приходской школы в хуторе Колодезном Мигулинской станицы

В апреле текущего года (1896) возбуждено было ходатайство об открытии в хуторе Колодезном, Мигулинской станицы второклассной церковно-приходской школы с учительским, сельско-хозяйственным и ремесленными курсами. Ходатайствовавшие об открытии её желали, в виду предстоявшего Священного Коронования Их Императорских Величеств, наименовать её «школой Императора Николая II». О таком желании было доведено до сведения обер-прокурора святого синода, на докладе которого Государю Императору благоугодно было начертать: «Тронут и сердечно благодарю». Затем последовало разрешение святого синода на открытие школы. Весьма важная услуга в деле устройства школы, принадлежит старшему попечителю строящегося в хуторе Колодезном величественного трёх престольного каменного храма Божия и попечителю второклассной школы землевладельцу почётному гражданину Николаю Ивановичу Батыреву. Сочувственно встретив обращённое к нему ходатайство местного приходского священника отца Н. Попова, пользующегося его уважением, Н

В апреле текущего года (1896) возбуждено было ходатайство об открытии в хуторе Колодезном, Мигулинской станицы второклассной церковно-приходской школы с учительским, сельско-хозяйственным и ремесленными курсами. Ходатайствовавшие об открытии её желали, в виду предстоявшего Священного Коронования Их Императорских Величеств, наименовать её «школой Императора Николая II». О таком желании было доведено до сведения обер-прокурора святого синода, на докладе которого Государю Императору благоугодно было начертать: «Тронут и сердечно благодарю». Затем последовало разрешение святого синода на открытие школы.

Весьма важная услуга в деле устройства школы, принадлежит старшему попечителю строящегося в хуторе Колодезном величественного трёх престольного каменного храма Божия и попечителю второклассной школы землевладельцу почётному гражданину Николаю Ивановичу Батыреву. Сочувственно встретив обращённое к нему ходатайство местного приходского священника отца Н. Попова, пользующегося его уважением, Николай Иванович Батырев, давно уже признававший необходимость открытия сельскохозяйственных курсов при церковной школе, принял самое горячее участие в осуществлении задуманного предположения, заявив желание на свой счёт устроить все здания для школы с квартирами для учителей, общежитием для учеников, мастерскими и прочими и сверх того отвести в пользование школы на 10 лет 50 десятин земли с тем, чтобы доходы с неё шли на нужды школы, ежегодно в продолжение того же срока жертвовать на устройство мастерских и содержание мастеров по 300 рублей деньгами и оказывать школе другие пособия. В свою очередь общество хутора Колодезного, также сочувственно отнёсшееся к учреждению школы, усердно предложило отвести для неё вблизи церковной площади просторное дворовое место и смежно с ним 4 десятины земли под сад и особо для сельскохозяйственных занятий 100 десятин удобной земли.

Благодаря энергии и практической опытности Н. И. Батырева, при ближайшем личном сотрудничестве отца Попова, в три месяца было создано, по словам «Донских епархиальных ведомостей», всё необходимое для школы. Обширный дом, мерой в длину 44 аршина, и ширину 14 аршин, построенный из дубового леса, обложенный кирпичом и оштукатуренный внутри, под железной кровлей, представляет удобное помещение для всех классов школы и для школы грамоты при ней, с тёплой раздевальней, актовым залом, квартирой для одного учителя (две комнаты) и библиотекой. Другой дом из такого же материала и также под железной кровлей, мерой в длину 12 аршин, о четырёх комнатах с передней, предназначен под квартиру двух учителей (а временно под общежитие учеников). Третий дом кирпичный, под железной кровлей мерой 25 на 10 аршин для кухни и слесарной мастерской. Далее идут ледник и особый погреб, выложенные кирпичом, сарай и другие службы.

Помимо новых сооружений и прежде построенного для церковной школы дома, школьной обстановки, мебели для учителей и принадлежностей общежития, а также других пожертвований на нужды и хозяйство школы, на содержание мастерских и мастеров в продолжение 10 лет, в пользу школы поступил живой инвентарь: две пары рабочих волов, две коровы и племенной бык тирольско-симментальской породы, две коровы простых, две лошади матки битюгской породы, две лошади донской породы, 10 овец волошских, 10 свиней улучшенной породы и 15 ульев пчёл для пасеки.
Всё это принято в собственность школы и по умеренной оценке, соображаясь с хозяйственным способом постройки, на сумму до 33 360 рублей. Для окончательного же благоустройства школы господин Батырев обязался устроить с весны будущего 1897 года кирпичный под железной кровлей дом, мерой 40 на 12 аршин, для общежития учеников и столярной мастерской, баню с прачечной и все необходимые надворные службы для хозяйства. Н. И. Батырев предполагает впоследствии устроить при школе цистерну на 1000 вёдер воды, и даже водопровод и обещает содействовать дальнейшему её благоустройству.

1 сентября было назначено торжественное открытие школы и приём учеников.
За день до открытия школы в хутор Колодезный прибыли: епархиальный наблюдатель Н. Я. Крупский, донецкий окружной наблюдатель отец Стефан Власов, советник областного войска Донского правления Харитон Иванович Попов и мировой судья А. А. Чекомасов, а в день открытия – заседатель пятого участка Донецкого округа Александр Яковлевич Евсеев и мигулинский станичный атаман Лев Алексеевич Попов, в присутствии которых и заведующего школой священника отца Попова были приняты от попечителя школы Н. И. Батырева все сооружения и пожертвования, о чём и составлен был акт.

Само открытие школы состоялось в таком порядке: 31 августа, в 5 часов пополудни, по благовесту в молитвенном доме начал собираться народ. Отсюда все в предшествии крестного хода и трёх священников с окружным наблюдателем священником Стефаном Власовым во главе, направились в школьный дом, а затем отправлено всенощное бдение.

Утром первого сентября, по отправлении в молитвенном доме литургии, настоятель церкви отец Н. Попов произнёс краткое поучение на евангелие о талантах. После литургии снова совершён был крестный ход в школьный дом и отслужен в нём соборно благодарственный Господу Богу молебен с провозглашением многолетия Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, святому синоду и высокопреосвященнейшему Афанасию, архиепископу донскому и новочеркасскому покровителю церковно-приходской школы обер-прокурору святого синода К. П. Победоносцеву, строителю и попечителю школы Н. И. Батыреву, жителям хутора Колодезного, заведующему школой, учащим и учащимся.

После многолетия епархиальный наблюдатель Н. Я. Крупский произнёс речь о высоком значении церковно-приходской школы, тесно связанной с приходским храмом.
По окончании молебна он обратился с тёплым словом к строителю и попечителю школы Н. И. Батыреву и закончил свою речь благодарным приветствием ближайшей сотруднице Николая Ивановича супруге его Прасковье Михайловне (урождённой Жеребцовой), горячо сочувствующей и содействующей своему супругу в делах его благотворительности.

Тотчас после этого приветствия подошла к господам Батыревым депутация от граждан хутора Колодезного с хуторским атаманом урядником А. С. Бабкиным, и принесла им горячую благодарность за их заботы и жертвы по сооружению храма Божьего и школы, поддержанную единодушным несколько раз повторенным «Покорнейше благодарим» всех присутствовавших здесь хуторян.

После этих приветствий последовали приветствия граждан хутора от окружного наблюдателя отца Стефана Власова, от попечителя школы Николая Ивановича Батырева и от советника областного правления Харитона Ивановича Попова.

По отправлении крестного хода обратно в молитвенный дом были проверены просьбы желающих поступить во второклассную школу и объявлено им о принятии их. Затем присутствовавшим предложена была в школьном доме хлеб-соль, за которой первая здравица провозглашена была за Государя Императора и весь Царствующий Дом.

Для народа предложено было угощение на площади близ школьного дома. Нужно было видеть общий восторг жителей хутора и родителей детей, прибывших для поступления из других станиц и хуторов. Всех заявивших желание поступить в школу по 3 сентября было 27; к 20 сентября число принятых достигло 40 человек. Кроме сорока учеников, поступивших во второй класс, находится в первом классе, преобразованном из церковно-приходской школы, 85 учеников.

Отсюда почётные гости приглашены были строителем школы в его усадьбу – хутор Отрадный (в семи верстах от Колодезного) на обед, отличавшийся старинным русским радушием хозяев и полным изобилием богатого дома.

Кстати несколько слов об этой усадьбе. Она находится в степной местности, но, благодаря образцовому хозяйству, окружена прекрасным парком и садом, примыкающими к реке Чиру, а далее обширными полями с многочисленными прудами хорошей воды (всей земли при этой усадьбе собственной господ Батыревых до 6 000 десятин и столько же арендуемой). Всё хозяйство ведётся образцово: свыше 2 000 десятин находится под посевами пшеницы и льна, имеется завод ценных упряжных лошадей, стадо коров тирольско-симментальской породы и другие принадлежности сельского хозяйства и, несмотря на неблагоприятное для сельских хозяев время, благодаря опытности и умению хозяина вести это дело, выдерживает все невзгоды кризиса. Поэтому хозяйство господина Батырева будет служить под его руководством своего рода практической школой для учеников второклассной школы по отделу сельского хозяйства, куда и будут совершаться по временам экскурсии учащихся со своими преподавателями.

Есть у нас и сельские хозяева, располагающие и большими средствами, чем господа Батыревы, но такой отзывчивости к народным нуждам, в особенности к народному образованию, какую проявили последние, нам не приходилось ещё встречать. Благотворительность господина Батырева на дело народного образования выразилась не на одну только школу в хуторе Колодезном. Он много лет состоит почётным блюстителем трёх приходских хуторских, так называемых министерских школ, для которых на свой счёт построил вполне отвечающие своему назначению школьные дома и оказывает другие пособия.

В заключение, говорят «Ведомости», следует сказать о той доступности к поступлению в колодезянскую школу для большинства небогатых учеников, какая здесь достигнута устройством общежития. Всё содержание (кроме одежды и обуви), по соглашению распорядительного совета школы с родителями учеников, на первый год определено помесячно в следующем размере: 2 четверика пшеницы (в виду получения одинакового и лучшего качества муки пшеница будет перерабатываться на мельнице Батырева бесплатно), 4 гарнца пшена, 3 фунта свиного сала, понемногу картофеля, капусты и лука и единовременно в год один четверик ржи для муки на квас и 10 фунтов мяса, какое у кого случится дома, на зимний мясоед (предложено самими родителями), на сумму по местным ценам до одного рубля 60 копеек и деньгами на остальные расходы по кухне, стирке белья и прочего по рублю, а всего 2 рубля 60 копеек в месяц. С устройством же школьного хозяйства и своего огорода содержание это может быть ещё несколько удешевлено.
Чай ученикам предоставляется, по желанию, иметь свой; но попечитель школы на первый раз отпустил уже им от себя голову сахара и 2 фунта чая. Следовательно и с этой стороны школа поставлена насколько возможно в самые благоприятные условия. Остаётся только пожелать ей дальнейшего преуспевания во всех отношениях.

Газета «Донская речь» № 264 от 15 октября 1896 года.

  • Жители станицы Мигулинской и окрестностей, подскажите, существует ли на данный момент хутор Колодезный или канул в лету, как многие старинные хутора? И если существует, осталось ли что-либо от школы?

Навигатор Донецкий округ
Подборка "Образование на Дону"