Впрочем, и знакомых поверяйте — друзей, родственников, кого угодно. Основным инструментом злоумышленников для хищения денег остаётся использование приёмов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит деньги или раскрывает банковские сведения, позволяющие аферистам совершить хищение.
Проблема мошенничества актуальна как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, напоминают в Южном главном управлении Центрального банка Российской Федерации.
На протяжении последних четырёх лет Банк России фиксирует ежегодное увеличение объёма операций, совершённых без добровольного согласия клиентов. В 2023 году злоумышленники похитили 15,8 млрд рублей. По сравнению с 2022-м это больше на 11,4%. При этом количество мошеннических операций увеличилось на 33% и превысило 1,1 млн.
Борьба с этим злом ведётся: в прошлом году банки отразили 34,8 млн попыток кибермошенников похитить деньги у граждан, сохранив таким образом 5,8 трлн рублей.
Самым высоким среди остальных типов мошеннических операций в этот же период оставалось количество операций с платёжными картами. Использование злоумышленниками «чувствительных» данных увеличивает риск хищений как личных накоплений граждан, так и полученных под влиянием мошенников кредитных средств.
Ключевой инструмент злоумышленников — телефонный звонок. При этом постоянно придумывают всё более изощрённые схемы и сценарии. Часто они выглядят очень правдоподобно, так как используют самые обсуждаемые новости или события. Чтобы вызвать доверие, могут обращаться по имени и отчеству. С первых минут разговора мошенники начинают «давить» авторитетом и должностью: звонят якобы сотрудники Пенсионного фонда, соцслужбы, поликлиники, аптеки, медицинского центра. Например, сообщают, что гражданину положены дополнительные выплаты, компенсации от государства или какого-нибудь фонда. Причём никуда ходить не надо: деньги переведут на карту, необходимо только продиктовать все её реквизиты.
Может позвонить «сотрудник банка» и сообщить, мол, «с вашей карты пытаются перевести деньги» или «по карте замечены подозрительные операции, и она заблокирована», сообщите информацию.
Плохо, когда даже предупреждённому гражданину звонит якобы друг или родственник, попавший в неприятную ситуацию или ставший её случайным свидетелем, а также «представитель правоохранительных органов», который готов помочь гражданину с решением проблемы. Схема довольно старая, но мошенники продолжают ею пользоваться, так как страх за близкого человека — очень сильная эмоция.
В любом случае злоумышленникам играет на руку эффект неожиданности. Застав вас врасплох, они подключают к действию базовые эмоции, положительные и отрицательные: радость, желание быстрее получить деньги или выгоду, либо страх, испуг, стремление помочь, спасти родного человека или свои сбережения и т. п. Они активируют эти эмоции, обеспечивая быструю и необдуманную реакцию жертвы.
С аферистами в Интернете Банк России борется, направляя на блокировку обнаруженные мошеннические ресурсы. В 2023 году он инициировал блокировку 42,8 тыс. таких сайтов и страниц в соцсетях, а также ограничение доступа к 4 464 страницам (группам) в социальных сетях и к 35 приложениям. Основная часть ресурсов (55%), по которым было инициировано принятие мер со стороны Банка России, относилась к категории «фишинг». Это ресурсы, главной целью которых является хищение данных клиентов финансовых организаций.
Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ.
Фото Валентина ГУСЕВА.