По пути на работу я частенько слушаю радио. В основном это что-то юмористическое вку́пе с бодрой музыкой. И тут как-то случайно попалась новая для меня фм-волна. Не стал менять, уж очень понравилась песня. Позже в эфире появились ведущие, заговорили о предпринимателях и необходимости образования: может оно и не обязательно совсем?
В эпоху «Яндекса» и онлайн-курсов можно самому найти всю нужную информацию, но умеем ли мы отличать проверенные источники от «желтых»? Честно сказать, в студенчестве мне это давалось с трудностью: все эти самостоятельные поиски с переходом от ссылки к ссылке могли тянуться часами. Результат хотелось получить сразу, а путей к нему было всегда множество, из-за чего у меня частенько всё заканчивалось ничем. Спустя время я кое-как научился методично идти к поставленной цели. Нужно было просто поменять подход к решению. (попросить помощь друга)
История полна изобретательных личностей (разумеется более изобретательных, чем я) и вот пример…. Более 130-ти статей и сочинений, и более 80-ти рукописей. Поступление в гимназию и учёба, которая не давалась, в том числе и из-за плохого слуха. Однако вдали от научных центров, не владея ни одним иностранным языком, он вел большую переписку с зарубежными учеными. Его труды вдохновили не одно поколение на полеты в космос. И это всё про одного из самых невероятных людей в истории науки, имя которому Циолковский Константин Эдуардович. Скромная, почти даже бедная жизнь… Казалось бы, тут нет дела до других миров, находящихся в сотнях миллионов километров от дома. Но идей у него было непомерное количество. Став феноменом своего времени, он оставался мечтателем на протяжении всей своей жизни. Неспроста памятники изображают его бедно одетым старичком в валенках, смешно запрокидывающим голову в небо. Там Циолковский видел бесконечно много.
То был век радикальных научных открытий, которые годы спустя привели к масштабным изменениям жизни на всей планете. Тогда не было ни вузов с чёткой системой, ни всемирной сети с обширной базой данных. Стремление Циолковского к реализации своих идей перевешивали всегда. Его поиски могли быть неудачными, но ровно до того момента, пока не происходило обратное. Потому что он вновь и вновь предпринимал попытку, для которой было нужно лишь его желание, а не профессия.
Образование в вузе само по себе никому не вредно. Это кладезь своих приятных возможностей, а все «вынужденные мероприятия» просто бросаются в глаза первыми и запоминаются сразу. В действительности же мы получаем куда больше, чем думаем. И ключевое тут как раз в последнем: не что, а как? Важнее всего, чему может научить система, какая бы она ни была,- это твоя гибкость в принятии решений. Ты можешь решить что-то сам, а что-то - с помощью кого-то. Просить о просьбе или оказывать её - в любом случае это замечательный обмен опытом или знанием, выгодный для обеих сторон. Квалификация, специализация и прочая бюро-терминология не имеют смысла, если ты перестаешь быть исследователем жизни внутри и вокруг себя.
«Основной мотив моей жизни — сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
Так высказывался Циолковский, так он и жил. Перестать учиться для него значило перестать быть в движении, значило превратиться во что-то бесполезное как для себя, так и для страны. Наверняка и он искал часами объяснения, которые не находил, но продолжал снова и снова... Как начинаем и мы биться над каким-то вопросом, хотим разобраться «здесь и сейчас», будто отложить на время - это что-то невозможное. Такое случается и должно случаться, ведь образование и человек образованный - это не что-то про безупречное и завершенное. И уж точно не про красивые стены, престижные аттестаты и почётные титулы.
«Невозможное сегодня станет возможным завтра».
Циолковский К.Э.