Найти в Дзене
Паутина историй

Придумано, чтобы прилипать

— Сын, ты бы уже определился, кем будешь, — причитала мать в который раз. Несмотря на звучное имя, означающее «сильного лидера» в переводе с древнегерманского, юный Дикки (краткое имя Ричарда) не проявлял выдающихся способностей. Правда в подростковом возрасте юноша увлекся игрой на банджо. Став профессиональным музыкантом, гастролировал по стране, и даже накопил немного денег. Затем он поступил учиться на инженера, но был разочарован скучными занятиями и вскоре оставил университет. — Так карьеры не сделаешь, да и кто пойдет за такого разгильдяя замуж, — качала головой пожилая женщина. Сын никогда не думал о карьере и не был похож на типичного американца, стремящегося к успеху. Кто бы мог подумать, что именно этот невзрачный и ничем не примечательный аутсайдер вскоре спасет фирму с мировым именем от краха и создаст продукт, который помог людям выжить в трудные времена Великой депрессии. А пока Ричард Герли Дрю, появившийся на свет в июне 1899 года в городке Сент-Пол штата Миннесота,
Оглавление

Сын, ты бы уже определился, кем будешь, — причитала мать в который раз.

Несмотря на звучное имя, означающее «сильного лидера» в переводе с древнегерманского, юный Дикки (краткое имя Ричарда) не проявлял выдающихся способностей.

Правда в подростковом возрасте юноша увлекся игрой на банджо. Став профессиональным музыкантом, гастролировал по стране, и даже накопил немного денег. Затем он поступил учиться на инженера, но был разочарован скучными занятиями и вскоре оставил университет.

Так карьеры не сделаешь, да и кто пойдет за такого разгильдяя замуж, — качала головой пожилая женщина.

Сын никогда не думал о карьере и не был похож на типичного американца, стремящегося к успеху.

Добавьте описание
Добавьте описание

Кто бы мог подумать, что именно этот невзрачный и ничем не примечательный аутсайдер вскоре спасет фирму с мировым именем от краха и создаст продукт, который помог людям выжить в трудные времена Великой депрессии.

А пока Ричард Герли Дрю, появившийся на свет в июне 1899 года в городке Сент-Пол штата Миннесота, мотал нервы матери и искал свой путь.

Непутевый инженер

Однажды Дикки увидел объявление о вакансии лаборанта в фирме «3М».

В том,1921 году, 3М пригласила в свой штат трех человек, которые должны были курировать продуктовые инновации.

Отсутствие опыта не помешало Дрю рискнуть и отправить заявку.

Я никогда не работал по найму в коммерческой сфере, но очень хочу начать. Я понимаю, что мой труд не может стоить много, так как у меня нет нужного практического опыта, но я был бы рад любой зарплате, которую вы согласитесь выплачивать мне в первое время. Я физически вынослив и, если это потребуется, я умею водить трактор и выполнять основные работы на ферме, — написал Ричард в сопроводительном письме.

22-летний неумеха был нанят и брошен на самое дно: ему было поручено заниматься тестированием различных видов зерен для наждачной бумаги. По прошествии двух лет руководство компании наконец-то расширило обязанности Дрю и стало посылать его в местные автомастерские, которые были наиболее частыми клиентами 3М, с целью распространения производимой бумаги.

Бурные двадцатые

Ричард Дрю жил в интересный период – в «бурные двадцатые». Америка погрузилась в «век джаза», кинематографа и сверхпотребления. Автомобиль перестал быть роскошью.

В те годы существовала модная тенденция – двухцветные авто. Мастера придумывали разные методы для равномерного разделения цветов, но постоянно повреждали окраску. Как-то раз, посещая автомастерскую по работе, Ричард услышал проклятия рабочих из-за казусов со штукатурной лентой.

Черт побери, — матерился рабочий, — все насмарку, придется начинать заново.

Не переживай ты так, — молодой парнишка-помощник подбежал утешить мастера.

Да это уже третий раз! Проклятая краска отклеилась вместе с лентой.

Тут было самое время для Дикки вмешаться и предложить свою наждачку, за этим он собственно и пришел.

Но он вдруг задумался. А что если я смогу придумать другую, не такую прочную ленту, которая бы не портила краску при снятии?

Он пообещал рабочим, что скоро вернется с решением, и выскочил из мастерской.

Эпохальный челлендж и победа настойчивости

Скоро исполнится 100 лет с тех пор, как мы начали пользоваться скотчем, не представляя свою повседневую жизнь без этой простой липкой ленты.

Как только не используют скотч! В конце расскажу топ-5 необычных способов применения, о некоторых из которых я раньше и не слышала.

А пока...

Никто не ожидал, что «уличный лузер» станет ключевой фигурой в развитии предприятия и выведет его на мировой уровень. Это был случай, когда исторический контекст существенно повлиял на изобретение и сделал его автора героем своего времени.

Кроме того, что общего между клейкой лентой и знаменитым виски? А также при чем тут «3М»? И как появилось название «скотч»?

Все это связано с интересной легендой, подробности которой редко рассказывают. О них вы узнаете далее, а пока вернемся к нашему непутевому парню.

Аутсайдер с «лидерским» именем

Разработка новой ленты, эффективно разграничивающей цвета, стала для Дикки идеей-фикс. Он непрестанно экспериментировал с ингредиентами: маслами, каучуком, смолами. Все было бесполезно.

Практикант чувствовал себя некомпетентным из-за недостатка практических навыков и технических знаний. Руководство не одобряло его инициативу, говоря: "Занимайся своей работой, за которую платят".

Любой другой на месте Дрю похоронил бы свою идею.

Но начинающий изобретатель не сдался. И через 2 года его упорство и оптимизм были вознаграждены: он нашел правильную формулу! Это была лента из креппированной бумаги, на которую наносилась смесь мебельного клея и глицерина. Материал можно было легко приклеивать к поверхности и отклеивать без повреждения краски.

В 1925 году удобная липкая лента Drew's Scotch® произвела революцию на рынке. Она принесла пользу не только тем самым кузовным малярам (не обманул парнишка!), но нашла применение в быту, медицине, строительстве и других сферах.

Талантливый новатор не собирался останавливаться и бросил вызов химическому гиганту DuPont.

Как появился прозрачный «скотч»?

Именно тогда крупнейшая в мире химкомпания выпустила целлофан. Ричард и его команда начали опыты со свежим компонентом для создания прозрачной клейкой ленты. Однако сырье было капризным, скручивалось при нагреве и расплавлялось в станке. Несмотря на сложности, Дрю спроектировал оригинальный механизм для обработки чувствительной пленки.

Наконец, в 1930 году был представлен другой революционный продукт – Scotch® Cellophane Tape. Он настолько полюбился потребителям, что «3М» запустила полномасштабное производство. Ее использовали для запечатывания пакетов, упаковок, ремонта различных предметов и прочих бытовых нужд.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но самое главное – скотч неожиданно явился флагманом, спасшим компанию от крушения.

Процветание в эпоху коллапса

В период Великой депрессии новинка сохраняла свою популярность и стимулировала увеличение продаж. В условиях кризиса, когда народ экономил на всем, скотч оказался незаменимым: его приспособили для ремонтных работ, канцелярских потребностей и даже для утепления окон. Это помогло бизнесу процветать, несмотря на общий промышленный спад и банкротства многих предприятий.

Коллеги восхищались дерзостью Дрю, когда он игнорировал указания шефа и продолжал заниматься своим детищем.

Кстати, а вы знали, что директор фирмы был косвенно причастен к наименованию инновационного изделия?

Откуда название «скотч»

В 1950-х годах на рекламе марки Scotch был изображен мальчик в килте (шотландец) по имени Scotty McTape, который был атрибутом бренда на протяжении двух десятилетий.

Хоть скотч не был изобретен в Шотландии, свое имя он получил, благодаря американскому рабочему, который намекнул на этнические корни руководителя компании.

Итак, в 1925 году Ричард Дрю принес новорожденную ленту в покрасочную мастерскую на испытание. Изначально липкое вещество было нанесено только по краям и потому конструкция плохо держалась на поверхности.

Тогда рассерженный автомаляр воскликнул:

Заберите эту ленту обратно вашим шотландским боссам (Scotch bosses) и скажите им, чтобы нанесли на неё побольше клея!

Он решил, что начальник (Уильям МакНайт) поскупился на клеящий состав в целях экономии. Ведь тогда ходили легенды о шотландской скупости!

Шотландцы с давних пор считаются прижимистыми. Англичане распространили этот стереотип, благодаря анекдотам и даже диснеевским персонажам вроде Скруджа МакДака – символа меркантильности из "Утиных историй".

Босс предприятия имел шотландское происхождение согласно фамилии МакНайт (McKnight), что означает «сын всадника». Полностью оправдывая свое родовое имя, Уильям был фанатом конных скачек и владельцем племенного завода Tartan Farms (здесь отсылка к тартану – клетчатой ткани «шотландка», которую облюбовали и ковбои, и дрессировщики лошадей).

Вот так и пошло наименование Scotch Tape (шотландская лента). Оно стало торговой маркой. Название «прилипло» к любой клейкой ленте и в русскоязычных странах.

А люди придумали множество вариантов применения для данного новшества.

Топ-5 необычных способов использования скотча

Сложно представить, какой была бы наша жизнь без разработки Ричарда Дрю. Ведь скотч может выручить нас, когда возникают сложности. Допустим:

1. Вы – фрилансер, работающий за компьютером. Вам приходится очищать клавиатуру от пыли и крошек. Сложите липкую ленту пополам клеящей стороной наружу и осторожно прокатите её вдоль щелей между клавишами, чтобы удалить застрявшую грязь.

2. Вы – хозяйка дома, которой надо чистить жилище. Если вы разбили посуду или термометр, соберите мелкие осколки или ртутные шарики с помощью скотча.

3. Вы – перфекционист и педант. Пылинки на костюме раздражают, а под рукой нет валика для чистки одежды. Липкая сторона широкого скотча быстро уберет все лишнее.

4. Вы – турист, который регулярно отправляется в походы. В пути ваша обувь прохудилась до дыр, а бутылка для воды треснула. Не спешите расстраиваться, если у вас есть клейкая лента. Просто залепите ею дыры и трещины.

5. Вы – «поклонник Скруджа МакДака»: деньги для вас не на последнем месте. Чтобы сберечь магнитную полоску на пластиковой карте, тщательно заклейте её скотчем, избегая складок и пузырьков для удобного считывания. А чтобы спрятать деньги и ценности в доме без сейфа, прикрепите их под кроватью — это будет ваш «липкий тайник».

Как видите, липкая лента – это ценный помощник в быту, на природе, в офисе и на производстве. Ее автор был также неповторим. Особенно, когда создал свою лабораторию.

Защитник творческих людей

«Кто мне действительно нужен, так это творческие личности. Всегда можно нанять человека с ученой степенью, чтобы тот позаботился о деталях».

Коллеги не раз вспоминали эти слова Ричарда, чуткого наставника, спасавшего идеи от забвения. Его лаборатория была «креативным раем». Он всегда вдохновлял сотрудников, призывая верить в себя.

Ричард Дрю дожил до 81 года и умер в декабре 1980 года в Санта-Барбаре, штат Калифорния. За всю жизнь он получил 30 патентов и разные инновации, до сих пор приносящие корпорации 20% прибыли. Scotch Transparent Tape остается ведущим продуктом для «3М».

Создатель скотча включен в Национальный зал славы изобретателей, чьи творения сделали мир более технологичным и комфортным, став частью нашей повседневной жизни.

Великая тайна простых вещей

Клейкая лента стала настолько распространённой, что мы перестали осознавать её ценность. Мы часто не представляем себе, насколько необыкновенной может быть история, которая прячется за привычными вещами.

Я испытываю огромное уважение к тем, кто осмеливается придумывать то, чего еще не существовало. При этом презрев насмешки и понимая риски. Не боясь мнения окружающих и обуздав страх поражения.

Несмотря на то, что замысел молодого практиканта руководство считало бредовым, его настойчивый и кропотливый труд принес результаты. Новаторское мышление и техническое мастерство превратили аутсайдера в лидера, а его компанию вознесли на международный уровень.

Что думаете про историю Дрю?