У некоторых поклонников аниме, похоже, сложилось впечатление, что, пока какая-то трагедия случается с симпатичной девушкой, аниме автоматически квалифицируется как «хорошее», а его недостатки отбрасываются из-за того, что его называют «хорошим». Kimi no Suizou wo Tabetai, или «Я хочу съесть твою поджелудочную», является дополнением к этому ярлыку, и, попадая в те же ловушки, что и многие из его предшественников, фильм ухитряется накопить еще больше недостатков, что в конечном итоге отражается на общем впечатлении от просмотра.
P.S. этот обзор содержит спойлеры, поэтому рекомендуется к прочтению после просмотра.
История
История Kimi no Suizou wo Tabetai, которую уже рассказывали десятки раз, очень проста: она вращается вокруг безымянного главного героя (назовем его Персонажем A), который проводит время с Ямаути Сакурой, популярной одноклассницей, чьи дни сочтены из-за ее заболевания поджелудочной железы. По мере того как Персонаж А помогает Сакуре выполнить ее список желаний, он развивает близкие с ней отношения и в конце концов влюбляется в нее. После ее смерти Персонаж А вырывается из своей оболочки и учится дружить с окружающими. На первый взгляд, структура сюжета здравая и может затронуть струны сердца зрителей, если все сделано правильно, но не в данном случае.
Попирая то, что уже было проделано до смерти героини в сюжетной части аниме, «Поджелудочная» подвергает себя риску быть чрезвычайно предсказуемой. Хотя это не является недостатком по своей сути, презентация фильма, кажется, полностью направленана то, чтобы лишить зрителей удовольствия, раскрывая персонажа А самым неинтересным способом. Это не меняет того факта, что монотонность Персонажа А работала против предполагаемого эмоционального воздействия многих сцен.
И все же, это была не самая большая проблема с сюжетом. На самом деле, для такого клише, по иронии судьбы, самым большим пороком аниме является его попытка ниспровергнуть ожидания аудитории.
Большинство зрителей ожидают, что фильм в конечном итоге приведет к слезливым прощаниям Сакуры и Персонажа А, когда она испускает последний вздох на больничной койке, поддавшись своей болезни с довольной улыбкой на лице. Хотя это очень условно, это сработало бы. Однако в самом фильме Сакура умерла от ножевого ранения за кадром. Да, зарезали, серийным убийцей на свободе.
Нет никакого оправдания этому «повороту». Даже если убийца не появился из ниоткуда (благодаря крайне неудачной попытке «предзнаменования» или чеховского ружья, или чего-то еще в фильме ранее), убирать таким образом Сакуру из истории в лучшем случае сомнительно, и, в худшем случае совершенно бессмысленно. Можно было бы очень далеко связать это глупое развитие событий с философским посланием о том, что «смерть может прийти из любого угла», но полная глупость ситуации полностью сводит на нет предполагаемый эмоциональный эффект.
После этого шокирующего поворота сюжет быстро возвращается в исходное русло вплоть до финала, оставляя желать лучшего из-за отсутствия оригинальности и однообразного изложения.
Рисовка
Рисовка «Поджелудочной железы» обычная, но на нее приятно смотреть. За исключением Персонажа А (который выглядит совершенно ничем не примечательным), дизайн персонажей пригоден. Фоновый арт для фильма довольно хорош и соответствует ожидаемому стандарту театральной аниме-продукции. Анимация по большей части не представляет собой ничего особенного, за исключением пары эпизодов, которые анимированы гораздо детальнее. Незначительная жалоба связана с использованием в фильме фотомонтажа, что обесценивает впечатление зрителей от производства фильма.
Здесь же и отмечу звуковое сопровождение. Это лучшая часть фильма. Они отлично поработали с вступительной и финальной песнями, а саундтрек, хотя и не являлся чем-то выдающимся, выполнял свою работу, когда это требовалось.
Характеры
Персонаж А — откровенная самореклама для аудитории. От общего дизайна «аниме старшеклассника» до манеры поведения, он совершенно ничем не примечателен как персонаж на протяжении большей части фильма. У него мало индивидуальности снаружи, он не излучает энергии в своем повествовании и взаимодействии с другими персонажами. Хотя это поведение не совсем нереально, учитывая, что он одиночка, оно создает неприятные ощущения от просмотра, поскольку аудитория вынуждена следовать точке зрения того, кто почти никогда не выражает свое мнение. Отсутствие более обширного внутреннего монолога делает неназванного главного героя трудным для понимания или симпатии. В тех редких случаях, когда Персонаж А произносит что-то другое, кроме какой-то формы «Да», большая часть его диалога вращается вокруг шутки о том, что у него нет друзей. Хотя поначалу это было несколько забавно (в грустном смысле), чрезмерное повторение этой черты характера очень быстро устарело и только подчеркивает, как мало у Персонажа А есть что-то, кроме его статуса аутсайдера в классе. В результате развитие, которое Персонаж А позже получил после смерти Сакуры, казалось неестественным и вынужденным из-за сюжетных причин.
Что касается Сакуры, фильм отчаянно пытается представить ее как эмоционально хрупкую девушку, скрывающуюся за беззаботной маской. На самом деле, ее характер никогда эффективно не раскрывается за пределами действия «симпатичной аниме-девушки». То, как фильм исследует более чувствительную сторону психики Сакуры, совсем не тонкое, поскольку она прямо говорит Персонажу А (и, соответственно, аудитории), что она хрупка под своим веселым поведением. В этом случае Сакура больше похожа на карикатуру человека, близкого к смерти, а не на характерного персонажа, в которого нужно вкладывать значимое эмоциональное воздействие и терпит неудачу как «драма».
Отношения между двумя персонажами, мягко говоря, сомнительны. Согласно обычной (аниме) логике, сочетание тихого персонажа (Персонаж А) и живого персонажа (Сакура) обеспечивает идеальную среду, в которой они могут обыгрывать черты характера друг друга. Тем не менее, между ними мало динамики, до такой степени, что нужно задаться вопросом, как отношения могут поддерживать себя, если этого не требует сюжет. Персонаж А кажется постоянно незаинтересованным практически во всем, что он делает, как будто его тошнит от ее махинаций. Интересно, что это, вероятно, самая реалистичная и интересная часть его персонажа, учитывая характеристику Сакуры. Она действует эгоистично и становится все более неприятной по ходу фильма, вынуждая Персонажа А следовать за ней во всем, что ей хочется. Несмотря на свое нежелание, Персонаж А все равно всегда подыгрывает капризам Сакуры, причину которых можно проследить в регулярных упоминаниях Сакуры о ее скорой смерти в веселом поведении. Все это показывает, что Сакура манипулирует и постоянно обвиняет Персонажа А в том, что ему плохо. Воздействие излишне жестоких выходок Сакуры достигает точки кипения во время сцены в спальне. В то время как поведение главного героя, несомненно, неправильно, Сакура вовсе не безупречна в создании ситуации. Что еще более разочаровывает, так это то, что этот ГЛАВНЫЙ конфликт, несмотря на его серьезные последствия для характера отношений, вообще не исследуется осмысленно. Вместо этого он упрощается и решается лениво с вмешательством третьей стороны: бывшего Сакуры, который не служит никакой другой цели, кроме как объединить главную пару своим идиотизмом (и исчезнуть, как только он выполнит свою миссию). Эгоистичное поведение Сакуры снова слегка обыгрывается, поскольку она является милой аниме-девушкой, а Персонаж А никогда не перестает думать самостоятельно или пересматривает участие в ядовитых отношениях.
Второстепенные персонажи «Поджелудочной железы» ненужные и незначительны в общей схеме сюжета. Кёко, лучшая подруга Сакуры, постоянно преследует неназванного главного героя за то, что он тусуется с Сакурой. Что еще хуже, она никогда не пытается разобраться в их разногласиях, воспринимая главного героя в чрезмерно негативном свете. Такахиро, бывший парень Сакуры, не служит никакой цели, кроме разрешения кульминационного конфликта между двумя главными героями, появляясь в общей сложности в двух сценах фильма. Без преувеличения, он исчезает, и после того, как он выполняет свою роль, о нем больше ничего не слышно. Самый умопомрачительный второстепенный персонаж, без сомнения, Мията, не из-за его личной интриги, а из-за абсолютной бессмысленности его включения в фильм. Для аниме со школьной обстановкой тупой персонаж традиционно был основным. При этом Мията не может удовлетворительно выполнять даже эту роль. У него нет ничего похожего на отношения с Персонажем А, лишь изредка он предлагает ему жвачку и получает отказ. В то время как действие его персонажа можно интерпретировать как отражение роста Персонажа А как персонажа, то, что представлено аудитории, не соответствует действительности, что приводит к бессмысленной, случайной и ненужной шелухе героя. Ни один из второстепенных персонажей не имеет права быть включенным в фильм, учитывая их (отсутствие) характера, и ничего бы не изменилось в общей схеме вещей, если бы Kimi no Suizou wo Tabetai вращался только вокруг неназванного главного героя и Сакуры.
Вывод
Несмотря на мои невысокие первоначальные ожидания, после просмотра я чувствовал себя полностью разочарованным. От скуки из-за того, насколько клишированным все было с первой минуты. Все усугубляло то, насколько фильм относился к зрителям как к полным идиотам, которые не могут думать самостоятельно. Философские высказывания главных героев о жизни и смерти поверхностны, не привнося ничего нового в уже заезженную тему. С эмоциональной точки зрения «Поджелудочная железа» терпит неудачу, ее якобы климатические или шокирующие моменты мало что вызывают из-за того, насколько неузнаваемы главные герои. В целом, «Поджелудочная железа» была неприятной и заставила меня задуматься, когда фильм закончится, поскольку он тянется через усталое, скучное повествование.