– Вопрос развития речного сообщения по Волге волнует граждан 15 регионов страны. Это 32 млн человек. У нас до сегодняшнего дня нет межрегиональных пассажирских перевозок, нет сообщения между Ярославлем и Астраханью. Этот вопрос решаемый. Надо, чтобы профильное Министерство транспорта, Правительство РФ занялись им», — подчеркнул Вячеслав Володин.
Парламентский демарш поддержали представители Чувашии в Федеральном собрании. Они и ранее неоднократно поднимали данную тему с различных трибун. В советские времена пассажирские суда в навигацию беспрестанно ходили по великой русской реке, а сейчас каждый рейс чуть ли не экзотика.
«Насыщение Волги речным транспортом, в том числе «Валдаями» и метеорами – одна из задач развития внутреннего туризма. Первые результаты уже есть, и мы видим увеличение рейсов между Казанью, Нижним Новгородом и Чебоксарами, – написала в своем телеграм-канале депутат Госдумы Алла Салаева.
По словам депутата, следующий шаг – субсидирование межрегиональных маршрутов. Речное сообщение между городами – это их доступность и для туристов, и для жителей регионов. Также подразумевается развитие таких городов, как Козловка и Мариинский Посад, где планируется построить причальные стенки.
Между тем, новые шаги федеральных властей побуждают более пристально взглянуть на региональную стратегию. Как сообщала «Правда ПФО», одной из ее целей декларируется создание условий, обеспечивающих доступность и качество пассажирских перевозок внутренним водным транспортом. Звучит красиво, но при этом признается наличие проблем, преодоление которых в обозримом будущем представляется лишь мечтой. Тут и отсутствие причальной инфраструктуры, соответствующей требованиям безопасности; и высокая себестоимость речных перевозок; и нехватка речных судов.
Впрочем, дефицит речного транспорта предлагается преодолеть на паритетной основе с соседними регионами – рейсы «Чебоксары – Казань» и Нижний Новгород – Чебоксары – Казань. А пристани, в частности, могут организовать в Заволжье, Шешкарах (Моргаушский округ), в районе некоммерческого непроизводственного садоводческого товарищества «Три Дуба» (Чебоксарский округ).
Мероприятий в региональной стратегии намечено немало. Уже к 1 июля 2025 года власти рассчитывают создать госкомпанию – оператора речных перевозок в Чувашии. А к 2035 году количество межрегиональных маршрутов должно возрасти с 3 до 7. Также предусмотрено прирост парка речных пассажирских судов с 3 до 5 единиц.
Если же говорить об итогах внутренней региональной навигации 2024 года, то сделан шаг не вперед, а назад. По сравнению с годом предыдущим на Левобережный пляж и обратно перевезено 19 тыс. пассажиров вместо 30 тысяч. Тут все очевидно, такие рейсы носят убыточный характер, без существенных дотаций со стороны городского бюджета не обойдется.
Потеряли около 3,5 тысяч пассажиров и «Валдаи». Но тут вопросы к качеству новых судов. Несколько рейсов пришлось отменить из-за проблем с главным двигателем. Неприятные ситуации возникали и в других регионах.
Однако предположим, что республиканская стратегия будет полностью осуществлена до 2035 года. И насколько увеличится число пассажиров, ежегодно перевозимых внутренним водным транспортом? Кто-то не поверит, но в документе фигурируют очень скромные цифры – с 87 тыс. до 90 тыс. человек. А если осуществится мечта депутата Анатолия Аксакова, и будет построена канатная дорога через Волгу, речными трамвайчиками вообще мало кто станет пользоваться.
Что касается межрегиональных речных перевозок, то и тут картина складывается довольно неоднозначная. С одной стороны, в Чебоксарском речном порту растет число заходов судов и транзитных пассажиров. Но сокращается время стоянок волжских лайнеров. Судя по всему, не хватает познавательных экскурсий. Тут арифметика простая: чем меньше туристы пребывают на берегу, тем меньше денег они здесь оставляют.
Наблюдатели отмечают, что с оживлением речных перевозок резко возрастет конкуренция за туристов между региональными центрами. Чебоксары находятся в вилке между двумя сильнейшими магнитами, притягивающими к себе внимание путешественников по воде, – Нижним Новгородом и Казанью. От речного порта столицы Чувашии потребуется совершенно новый уровень сервиса, чтобы не оказаться в роли заведомого аутсайдера. Насколько известно «Правде ПФО», здесь сейчас вынашиваются планы значительной реконструкции причальной стенки, переустройства территории.
В будущем году планируется начать строительство причалов в Мариинском Посаде и Козловке. Их проекты после нескольких безуспешных попыток все же получили положительное заключение госэкспертизы. Общие затраты в ценах 2023 года составят около 1,6 млрд. Но надо понимать, что эти расходы никогда не окупятся. Нечего надеяться и на туристический бум. В Козьмодемьянске в этом году заработал новый современный причал, но число заходов судов осталось примерно на том же уровне. Как выясняется, одного причала мало, требуется полноценная инфраструктура. А пока ее нет, можно и дебаркадером обойтись.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото vk.com/chport21, pravdapfo.ru