Найти тему
У Хтони

Вампиры: Не только Дракула...

Всем привет! На связи подкаст «У Хтони» и мы рады приветствовать вас в первой статье по мотивам наших видео-выпусков. И сегодня у нас на повестке дня – вампиры. Давайте разбираться, где же корни у этого существа и в кого кровососы эволюционировали сегодня!

Определение

Начнём с того, как вообще звучит определение слова «вампир». Согласно толковым словарям, Вампир — сказочный оборотень, мертвец, который, выходя из могилы, сосёт кровь живых людей.

Происхождение слова до сих пор вызывает споры в лингвистической среде. Полноценно в русском языке слово «вампир» сформировалось только в 18 веке. По версии некоторых исследователей, привезли нам это слово немцы или французы (однозначного мнения нет). Однако и без иностранных заимствований у нас существовало своё определение кровососущего мертвеца — славяне использовали слово «упырь». И вот тут уже в разных языках славянской группы вариаций просто море: упырь, опыр, впыр, упыр, упер, лемпир, лампир и это ещё далеко не всё.

Такое разнообразие отсылает нас к вариативным версиям происхождения уже славянского варианта: основная опирается на наличие в слове корня «pyr» (огонь, жар) и в этом случае определение интерпретируется как «несожженный покойник». Есть ещё вариация с корнем pěr, который расшифровывается как «втыкать, пронзать».

Судя по давности существования термина, он сначала появился в славянской среде, затем «переехал» на Запад, эволюционировал из «упыря» в «вампира» и в такой вот обновлённой версии вернулся обратно к нам уже в 18 веке. Но при этом стоит понимать, что слова «вампир» и «упырь» — неравнозначны.

Разнообразие образов

Вампиры — штука массовая, интернациональная и древняя. Рассказы о кровососах кочуют по всему миру и тянутся ещё со времен шумеров.

Так, в шумерской мифологии существуют акшары — демонессы, под покровом ночи убивающие новорожденных младенцев и беременных женщин.

А в вавилонской демонологии есть упоминание о Лилу — вампироподобных духах.

В индийской мифологии есть предания о веталах — вампироподобных злых духах, входящих в свиту бога Шивы. Веталы вселяются в мертвецов и заставляют их действовать подобно живым.

В древнем Китае тоже существовал «аналог» вампира, которого называли Цзянь Ши, в переводе: Хромающий труп. Правда, питался он не кровью, а жизненной «эссенцией» человека – так называемой энергией ци. Этакий прототип нынешних «энергетических вампиров».

Румыния — страна, которая считается родиной вампиров. На вопрос «почему», есть просто и банальный ответ — Брем Стокер и князь Дракула. Но об этом чуть позже. На самом деле, в Румынии никто вампиров вампирами не звал, у румын был стригой. Он похож на славянского упыря, в том числе, и тем, что был рожден в рубашке или с каким-нибудь изъяном, например, с хвостом или лишним соском. Кроме того, он мог быть рожден слишком рано или умереть «неправильной» смертью.

Эволюция образа

Современный мир, переживающий настоящий "вампирский бум", уже не помнит, что изначально вампиры не были такими лапочками — на тех кровососов и упырей, которые еще до нашей эры пугали жителей Земли, вряд ли кто захотел бы быть похожим. Уж больно неприятными созданиями были предки современных героев фильмов "Сумерки" и "Интервью с вампиром".

Собственно, как мы уже говорили с вампирами были знакомы ещё древние цивилизации, такие как шумеры. И даже их описание акшаров не настраивает на романтический лад, скорее призывает брать в охапку детей и бежать подальше от такого «замечательного» соседства. Когда же образ вампира успел так сильно измениться?

В Средневековье вампиры тоже не отличались привлекательностью — во множестве легенд, преданий и сказаний Европы и России встречается характерное описание ожившего мертвеца, именовавшегося "упырь" или "вурдалак". Упырь, при жизни бывший обычно колдуном или просто человеком со злобным и скверным характером, и после смерти продолжал проявлять свою склочную сущность. Он выбирался по ночам из могилы, не желая покоиться, как все порядочные люди, и таскался по окрестностям, нападая на случайных встречных. Упырь не только пил кровь, но и пожирал заживо своих жертв. Описывали упырей как смрадных нечистых созданий с отталкивающей внешностью. И, понятно, такие мерзкие типы никак не могли завоевать девичьи сердца, юные девы тогда склонялись больше к рыцарям на белых конях, доблестным царевичам и прочим положительным персонажам.

О кровососущей нечисти снова активно заговорили, когда к легендам о вампирах (так назывались упыри в восточноевропейских легендах) проявили интерес писатели и поэты. Собственно, им было на что опираться — в VIII веке в Пруссии, Сербии и вообще Восточной Европе тоже прокатилась волна помешательства на вампирах, правда, с отрицательной окраской.

Но тут наступила Эпоха Романтизма, и в моду вошло все брутальное и инфернальное. Разумеется, для авторов, воспевающих смерть и прочие загробные прелести, вампиры оказались истинным подарком из прошлого.

Байрон, который вообще оказал колоссальное влияние как на передовые умы своего времени, так и на менее просвещенных, воспел вампира в поэме "Гяур", а личный врач Байрона, доктор Полидори, написал рассказ, в котором также фигурирует вампир, списанный с самого поэта. Образ получился столь неоднозначный и колоритный, что послужил толчком к новому восприятию вампиров, которое и легло в основу моды на них.

Многие авторы того времени почуяли, что вот он — персонаж, который будет сводить с ума читателей, а особенно читательниц, и вскоре рассказы о вампирах стали появляться в разных уголках Англии, а затем и другой Европы. Кровососы в этих рассказах были уже не прежними "распухшими трупами" со всклокоченными волосами и перемазанными кровью губами, а интересными мужчинами, обладающими аристократической внешностью — бледной нежной кожей, умным глубоким взглядом, правда, с парой существенных недостатков — едва помещающимися во рту клыками и длинными когтями.

Следующим "прорывом" вампиров к сердцам людей стал роман Брема Стокера "Дракула". Тут уж автор не только дал читателям внешний облик, но и описал с психологической достоверностью нравственные мучения отторгнутого богом и людьми существа, которое в силу своего заболевания оказалось вне социума и солнечного света.

После романа "Дракула" образ вампира стал восприниматься исключительно как образ одинокого страдальца и скитальца, который тяготится своим бессмертием и с горя пьет кровь. Шарль Бодлер и другие "проклятые поэты" также способствовали поэтизации образа вампира, этого прекрасного Гения Зла.

У вампиров в России своя история развития. Хотя истоки слова и явления в большей степени славянские, но явления вампиризма сильнее были распространены в Беларуси и на Украине, а не на российской земле. Однако поговорить всё же есть о чём.

Итак, первые упоминания об упырях в России относятся к (сюрприз-сюрприз) "Повести временных лет" в записяx за 1015. В ней рассказывается о смерти Владимира Святого и о том, как его дружинники боялись выносить его труп за порог, думая, будто тот может внезапно ожить. Тогда они не придумали ничего лучше, как пробить потолок и вытащить тело при помощи лебёдки.

Есть ещё прекрасная история, связанная с "Упырем Лихыи". Так себя подписывал автор переводов ветхозаветных пророческих книг 1047г. Учёные называют именно это имя эквивалентом современного представления о вампирах. Откуда такое имя? Первая теория: Упырём его назвали родители, надеясь, что нечисть не тронет "своего". Вторая (прекрасная теория, долго с неё смеялись): будто его мать увидела своё дитя, прильнувшее к её груди, и воскликнула "Ах ты, упырь Лихой!". Третья более логичная, подтверждающаяся всякими житиями и учениями святых: он сам себя так назвал в том значении, что "Лихыи" — книжная форма слова, означающая "грешный, недостойный". И последняя — в том, что Упырь прибыл из Швеции и являлся по сути "Эпиром Офеигром" (то есть "не обречённый на смерть стрелок"). И вот имя этого человека – упырь – уже содержит в себе значение "кровососа".

С переводом проповеди Григория Богослова о языческих идеях с их объяснениями концепция “вампира” стала ещё более чёткой. Термины “упирь” и “берегиня” использовались для описания культа умерших. При этом “упирь” обозначал души, погибшие в раздоре, а “берегини” — души утонувших. С этого перевода, можно сказать, пошла популяризация в принципе слова “упырь” в русском пространстве в значении “восставшего покойника”.

Ну а потом уже, веке эдак в XIX, случились Пушкин и Толстой, которые, вдохновляясь классиками зарубежного романтизма (отдельное спасибо Байрону и Полидори) написали свои произведения: Пушкин — своего «Вурдалака», Толстой — «Семью вурдалака».

Образ вампира в поп-культуре

Какими бы упыри не были в древности, сейчас клыкастики преимущественно такие, какими их рисовали романтики из прошлых веков — прекрасные и загадочные красавцы, одинокие и непонятые обществом. Таковы Лестат и Луи в серии книг «Интервью с вампиром» Энн Райс (по первой книге снят фильм с Брэдом Питтом и Томом Крузом). Таков и Эдвард из мега-популярной серии «Сумерки» Стефани Майер. Думаю, многие девушки мечтали оказаться на месте Бэллы. Хотя, давно уже бытует мем, что Каллены не вампиры, а феи: они сверкают на солнце и совсем не пьют человеческую кровь.

В фильме 2009 года «Воины света» с Итаном Хоуком вампиры — высшая раса, поработившая людей. Они умны, красивы, образованы — и всё ещё мертвы, поглощены вирусом вампиризма полностью. Вампиры продолжают существовать за счёт людей, только теперь не боясь разоблачения и смерти. Люди в этом фильме — скот, с которого надаивается кровь.

Гораздо более жуткую сторону вампиризма демонстрируют в графическом романе, а позже — в его экранизации «Тридцать дней ночи». Здесь вампиры, вроде бы и аристократы (по крайней мере их вожак Марлоу выглядит как представитель аристократии), а вроде бы и кровожадные убийцы. И художник, и режиссёр-постановщик не скупятся на кровавые подробности. Вампиры в «Тридцать дней ночи» гораздо больше похожи на славянских упырей — их укус также порождает нового вампира.

В России не то чтобы сильно эксплуатировали тему бледных и особо зубастых, но вот из относительно недавнего — сериал «Вампиры средней полосы». Да, да, вампиры из Смоленска. Они полюбились российскому зрителю, хотя мы склонны думать, что не за сам вампирский образ, а за родные реалии, в которых живут бессмертные.

А ещё настольные игры, компьютерные игры и куча фильмов, о которых мы ещё не сказали.

Естественно, всю многовековую историю, да и современную поп-культуру тоже, в одну статью не уложишь. Но, если вы хотите чуть больше узнать о том, какие вампиры ещё существуют, как они развивались, какие ещё игры, книги, фильмы есть с их участием — вы можете посмотреть или послушать выпуск нашего подкаста «Вампиры: Не только Дракула…» здесь, в Дзене, на нашем YouTube-канале (если у вас YouTube ещё не умер): @Ukhtony.podcast, в нашем сообществе Вконтакте: https://vk.com/ukhtony.podcast, а также на Яндекс.Музыке: https://music.yandex.ru/album/28131501

Оставайтесь с нами, пугающие и захватывающие истории ждут нас!

Вампир, каким его видят романтики
Вампир, каким его видят романтики