Не знаю я, что с этим человеком делать. Честное слово - не знаю. Пришел он ко мне в офис - только что не плачет, и беда его мне понятна, а вот с решением я в тупик зашел.
А со мной такие казусы случаются не так, чтобы часто.
Речь о наследии из девяностых - тех стародавних времен, в которые перемешались все народы бывшей нашей большой страны под названием СССР. Тогда люди самым настоящим образом драпали из одной республики в другую, и в основном, конечно, в Россию.
Потому что на старом месте жительства им особо места не оставалось. Была-была одна страна, один народ - и резко сделались друг другу иностранцы.
Впрочем, не везде резко. Если вспомнить тот же армяно-азербайджанский замут - он на моей памяти скоро 40 лет, как длится и еще черт знает, сколько лет длиться будет. Так что у многих понимание того, что драпать придется, было сильно заранее, а особенно обострилось, когда нашей советской родине амбец пришел.
Мой нынешний посетитель сидит у меня в кабинете и чуть не плачет, и понять его я вполне могу. Сам он - мой ровесник, 1977 года; по происхождению - обрусевший бакинский армянин, была там во времена СССР приличная диаспора, пока не началось. Родители сына под мышку - и в Армению. Страна-то одна, большая СССР.
Сейчас смеяться будете. СССР в каком году закончился - помните?
Правильно, в 1991.
А армянские паспорта в Армении стали выдавать в 1994. А 16 лет моему посетителю исполнилось за год до того. Какой паспорт он получил в Армении в 1993 году?
Правильно: советский. Образца 1976 года. Там гражданство не указывалось ваще.
И с этим паспортом в 1998 году совершенно спокойно приехал в Россию, как и вся его семья.
А в России советские паспорта на российские стали менять только в 1997 году, между прочим, и меняли их семь лет. Я после визита этого посетителя начал вспоминать - в каком году я советский паспорт на российский поменял? Оказалось, что в 2002. А до этого совершенно спокойно жил по советскому паспорту и в ус не дул.
И этот человек, посетитель мой, до 2002 года в России спокойно жил именно по советскому паспорту. А потом женился и решил взять себе фамилию жены, потому что с русской фамилией в нашей стране обрусевшему армянину жить несколько проще. Пошел - и поменял этот самый советский армянский паспорт на паспорт российский в связи со сменой фамилии.
И с этим самым российским паспортом прожил себе совершенно спокойно еще почти двадцать лет.
Получил ИНН.
Получил СНИЛС.
Родил двоих детей, у которых в свидетельствах о рождении записан, как гражданин России.
Потом у него сгорел дом и почти все документы - и он паспорт восстановил!
А потом ему стукнуло 45 лет и он пошел менять паспорт в связи с этим важным событием, и тут ему говорят: абажди. Ты кто? У тебя откуда паспорт вообще? Ты им был необоснованно документирован, потому что в гражданство Российской Федерации ты никогда не вступал. Нет у нас таких сведений о тебе, не числишься ты ни в каких базах, не имеется об тебе никаких данных.
Старый твой паспорт недействителен, новый паспорт мы тебе не дадим, подтверждай гражданство.
Как так? Значит, в налоговой на учете он стоит, в пенсионном фонде ему стаж капает, в свидетельстве о рождении своих детей он записан, как гражданин России, двадцать четыре года в ней живет, а теперь раз - и не гражданин? Теперь ему надо гражданство подтверждать?
Хорошо, черт с ним, давайте подтверждать, раз уж так вышло. Вот мое свидетельство о рождении, только выдано оно в Азербайджане в 1977 году. Вот он я, а вот - свидетельство.
Абажди, говорят ему. Так у тебя паспорт, который ты нам дал, на одно отчество, а свидетельство о рождении твое азербайджанское - совсем на другое. Смену фамилии на жёнину в расчет не берем, это пусть на твоей совести будет.
Опамать, приплыли.
Здесь надо объяснить одну вещь, которая для жертв ЕГЭ неочевидна, а для граждан, родившихся в СССР и проживших какую-то сознательную часть своей жизни именно при старом режиме, будет понятна.
Человек этот родился в Азербайджане и в свидетельстве о рождении у него записано отчество на вполне себе русский манер - "Робикович", потому что он не азербайджанец по происхождению, а армянин. Был бы азербайджанец - был бы Робик-оглы.
Следим за руками - паспорт, как мы с вами уже знаем, он получал уже в Армении, и там ему отчество записали так, как в Армении принято - а в Армении в качестве отчества в документах более-менее традиционно пишется имя отца с добавлением буквы "и". Поэтому в паспорте наш герой оказался по батюшке "Роберти". Русскими буквами. Почему не "Робики" - не спрашивайте меня, я не знаю.
А когда он паспорт этот советский в 2002 году менял, с него потребовали нотариальный перевод уже с армянского, и из "Роберти" превратился в "Робертовича".
И вот кладет он перед гражданами полиционеграми свое свидетельство о рождении из Азербайджана, а они ему и говорят: абажди! Ты в свидетельстве о рождении - Робикович, а паспорт мы у тебя изъяли на Робертовича. Ты кто вообще такой?
Два с половиной года мужик не может им объяснить, кто он такой.
Из одной инстанции в другую пинают, другого слова не подберешь. Дописался до администрации Президента (это уж как водится, без Президента у нас - никуда), оттуда его обращение в местную полицию спустили, те ему письмо прислали, что надо его личность установить, иначе никак.
Устанавливали-устанавливали, устанавливали-устанавливали - и... не установили! Потому что из Азербайджана и из Армении никакие ответы на их запросы не пришли. Поэтому имеем ответ из МВД, подкупающий своей содержательностью: черт его знает, кто ты такой, личность установить не удалось, продолжаем проверочные мероприятия, когда окончим - не знаем.
Свободен. Живи, как хочешь, устраивайся на работу, как знаешь.
Одним росчерком пера имеем в наличии совершенно легально прожившего в стране двадцать четыре года человека без паспорта, без гражданства и вообще: неизвестно, кто это!
Я когда всю эту историю услышал - реально обалдел. Потому что ни с чем подобным никогда не сталкивался. Начал ковыряться, разбираться, знакомым в полицию позвонил - они руками разводят: ну не можем мы достоверно установить его личность, нет у нас таких полномочий. Идите, ребята, в суд.
Мы-то в суд сходим. Практика на этот счет имеется, причем вполне себе, и она одновременно смешная, простая и до невозможности логичная. Наш самый Верховный из всех верховных судов по такого рода делам выдал в свое время на гора позицию, которая на удивление понятна любому человеку: если уполномоченные органы ранее выдавали человеку паспорт гражданина Российской Федерации, то они обязаны были провести проверку наличия у него гражданства.
А человеку этому, на минуточку, паспорт гражданина Российской Федерации выдавали уже дважды.
И, конечно, наши доблестные органы при определенных обстоятельствах вполне имеют право провести проверку обоснованности выдачи любому человеку паспорта гражданина нашей необъятной страны, это само собой. Но признать такую выдачу необоснованной они могут только в одном случае: если установят, что либо сам гражданин подсунул в органы какие-нибудь подложные документы, либо кто-то из сотрудников при выдаче ему аусвайса.
А если ничего этого не обнаружено, если просто спустя 20 лет после выдачи российского паспорта при проверке была обнаружена самая обычная халатность, недоработка - извините, ребята, подвиньтесь, но паспорт человеку отдайте. Он - вполне себе гражданин.
Так что в суд мы, конечно, сходим и гражданство с паспортом мужику восстановим, и перед читателями отчитаемся в полном объеме.
Один вопрос осталось решить - как в суд теперь подавать. Потому что ни выдать мне доверенность мой посетитель не может никаким образом, ни самостоятельно в суд зайти ввиду отсутствия самого элементарного в этой жизни: документов.