Найти тему
ENCORE

Индустрия музыки больше не делает звезд? Мнения ваших любимых телеграм-авторов

Оглавление
Эминем одержим фитом с Ice Spice
Эминем одержим фитом с Ice Spice

В индустрии музыки – тренд на ностальгию. Linkin Park вернулись с новой вокалисткой, Oasis вернется со старыми братьями, Dr. Dre продюсирует альбом Snoop Dogg, – прямо как в 93-м – и даже The Cure дропнули трек спустя 15 лет.

Что случилось? Где новые звезды? Почему мы постоянно говорим о том, что было? Задались этими вопросами внутри редакции – и задали их же нашим Friends – авторам каналов:

уголок хип-хопа
iGutsal
По фактам
Shuffle Chamber
PRNRP
KULT LAB
Mixed Arts

И вот что получилось.

уголок хип-хопа

Sheck Wes недоволен мнением канала «уголок хип-хопа»
Sheck Wes недоволен мнением канала «уголок хип-хопа»
Не думаю, что сокрушаться о состоянии современной музыкальной индустрии – богоугодное дело. Да, в индустрии много проблем, но она лишь инструмент, и говорить нужно о самих артистах. Выдающиеся люди, способные пережить несколько творческих поколений, появляются при любом состоянии музыкального бизнеса, и их успеху обычно ничего не вредит. А звезды-однодневки существовали и в старые-добрые времена, просто теперь таких ребят ожидаемо никто не помнит.
Другой вопрос, как многие современные артисты подходят к творчеству, своими руками сокращая срок его годности. Основная проблема, которую я вижу, – гонка за трендами. Не уверен в остальных жанрах, но в хип-хопе это очень бросается в глаза. Фишка в том, что молодые суперпопулярные артисты уже не могут позволить себе долго формировать и оттачивать индивидуальный стиль, чтобы радовать им людей несколько лет. Тренды, кажется, меняются несколько раз в год, и в условиях сингловой системы не успевают закрепиться в умах людей.
Когда артист сознательно встраивается в эту систему, он превращает свою музыку в одноразовый фастфуд. Зачастую это лишает исполнителя возможности совершать большие музыкальные высказывания. А я уверен, что именно это запоминается и имеет силу по прошествии времени, а не случайные синглы, которые артист выпустил на волне подъема условных гэриджа или детройта. Исполнители, способные на большие серьезные проекты, обуздают любую индустрию, какой бы неоднозначной она ни была. И сейчас такие люди, конечно же, тоже есть.

iGutsal

Lil Nas X хотел бы заявить, что он – автор не одного, а сразу двух хитов
Lil Nas X хотел бы заявить, что он – автор не одного, а сразу двух хитов
Я бы здесь делил индустрию на западную и российскую. Смотря на западную, есть четкое ощущение, что институт великих звезд обнищал. Да, безусловный успех у Тейлор Свифт, но в остальном – кажется, что количество поистине мировых хитов резко сократилось, особенно если сравнивать с рубежом конца 90-х и начала нулевых. Майли Сайрус, Doja Cat, Dua Lipa – тех, кто дропнул по-настоящему народные хиты, которые звучали из всех машин, по пальцам пересчитать.
Другое дело в России, особенно если учесть контекст с кучей запрещённых артистов. Чарты рвутся от мощных бэнгеров, но станут ли их создатели по-настоящему звёздами? Скорее нет. Практика показывает, что большинство участников чартов – авторы одного хита. Мы так быстро потребляем информацию, так остро нуждаемся в новом, что обеспечить эту потребность на постоянке могут единицы. Но тем они круче: MACAN, ANNA ASTI, Чеботина, Чайкина, Лакоста – имена последних двух лет, которые выросли в артистов категории «А» с красными дорожками и большими контрактами. Наблюдаем.

По фактам

Трэвис Скотт вышел – но не из матрицы, а из офиса Spotify
Трэвис Скотт вышел – но не из матрицы, а из офиса Spotify
Камбэки и реюнионы – вещь не новая. Динозавры музыкальной индустрии придумали собираться для юбилейных туров – те же Scorpions прощались со сценой долго, но уйти так и не решились. Из недавних примеров – намерение Die Antwoord уйти со сцены, записав пятый альбом. Они даже прощальный трек «DIE ANTWOORD IS DEAD» записали. Но, выпустив его, расходиться передумали.
Самая милая деталь в распаде Oasis – то, что Лиам в гримерке метнул в Ноэля сливой и набросился с кулаками. Тогда старший Галлахер понял, что с него хватит. Самая милая деталь в реюнионе – тревожное предвкушение – подерутся братья на сцене или за кулисами.
Что касается срока годности звезд – все зависит только от них. Да, инфополе стало насыщенней. Но и формат изменился. Сейчас необязательно копить материал и выкладывать миллионы на мощный клип.
Если раньше альбом на 12 треков могли заслушивать на пиратской кассете месяцами, стриминг слушателя избаловали: сейчас вместо альбомов все чаще дропают синглы, в вместо клипов – сниппеты и шортсы.
Так что в целом картина не изменилась. Дело в деталях и желании артиста эти детали принять.

Shuffle Chamber

Канье Уэст, безусловно, согласен
Канье Уэст, безусловно, согласен
Формат крупных поп-звезд, который существовал примерно до начала 2010-х, ушел. Раньше «добиться успеха» в качестве поп-звезды означало оказаться на обложках журналов, быть преследуемым папарацци, выиграть «Грэмми» и распродать стадионы.
То, что определяет кого-то как успешного поп-артиста, сузилось – международная и мейнстримная слава больше не является целью. Прошли те времена, когда мы коллективно читали одни и те же новости из одних и тех же источников. В эпоху социальных сетей и персонализированных онлайн-алгоритмов людям все чаще показывают контент, который соответствует их интересам. Последние десять лет успех артиста измеряется совершенно иначе. Наличие пары сотен тысяч стримов на Spotify, ролики в TikTok – главный показатель.
Имен стало больше, музыкальные группы перестали быть популярными, а большие имена (за редкими исключениями вроде Билли Айлиш или Тэйлор Свифт) более не выгодны лейблам. Лейблы больше не полагаются на поп-звезд как на основу прибыли. Новая модель такова: лейблы строят финансовую стратегию, опираясь на большее число менее крупных артистов. У этих артистов преданные, но более близкие фан-базы, которые будут покупать билеты и товары. Соответственно, и подобных «нишевых» исполнителей стало больше.
Реюнионы рассчитаны на ностальгирующую публику, которая помнит музыкантов. Будут ли популярны реюнионы, учитывая, что формат групп невыгоден лейблам, – большой вопрос. Думаю, что тенденция к скоротечности и смене одного артиста на другого будет только усиливаться, учитывая развитие нейросетей и генеративной музыки. Все будет быстрее, проще, примитивней. Поэтому все расчехляем старые пластинки Sugababes и Oasis!

PRNRP

Ну да, ну да, с охраной...
Ну да, ну да, с охраной...
Есть только один способ определить «долговечность» звезды: понаблюдать за ней долгое время, чем дольше – тем лучше. Поэтому у тех, кто выбежал раньше, всегда будет фора. Земфира* суперзвезда уже 25 лет как, а ее земляк MORGENSHTERN* — всего 5.
Сравнить, кто долговечнее, пока не представляется возможным, хотя можно сделать некоторые, отнюдь не новые, замечания: у поколения радио и телевидения есть преимущество, потому что старые медиа облучали интенсивнее – кнопок было всего 10, ну пусть 20, а сейчас их бесконечность. Старый шоу-бизнес – это заповедник с бдительной охраной и лесниками, не допускавшими разрастания сорняков. Шоу-бизнес эпохи соцсетей – все еще довольно дикие джунгли. Звезд больше, конкуренция выше, в том числе с другими формами цифровых развлечений: кто из музыкантов останется с нами на десятилетия и останется ли?
Однако суперхиты и суперзвезды момента не исчезли. А значит и песни, что становятся саундтреками жизни и лица, что превращаются в символы времени. Телевидение и радио уходят, а ностальгия остается. FEDUK и Элджей, так и не выпустившие ничего мощнее «Розового вина», до сих пор в статусе больших звезд – и люди включают их мегахит 2017-го, вспоминая, как им в этом 2017-м было хорошо. Будут вспоминать и ковидный 20-й – под «Cadillac» Моргена*. И люди вновь раскупят билеты на их концерты: по сути, билеты в собственное прошлое. Музыка – лучший носитель памяти о юности. И он всегда будет стоить дорого.

KULT LAB

Бейонсе тоже ничего не поняла и на всякий случай сделала кантри-альбом
Бейонсе тоже ничего не поняла и на всякий случай сделала кантри-альбом
Я как заядлый «меломан» шел по жизненному пути вместе с невероятным количеством различных музыкальных жанров. В разные годы я увлекался разной музыкой, и, не сказать что в хронологическом порядке, но точно максимально углубляясь в интересный мне жанр.
Всегда, в каждом жанре, были самые масштабные «звезды». Однако музыка – это ведь субъективная вещь, дело вкуса. Может и «звезды» тогда у каждого свои? Частично, это так, лично для тебя звездами могут стать и Grateful Dead и Guy Gerber и The Pharcyde. Но действительно ли это те самые «долговечные звезды»? К каким например можно отнести Битлов, The Prodigy или Тупака. И в чем различие между ними? В количестве человек, которых они «зацепили»? Или может в наследии, которое они оставили для жанра? Сама яркость «звезды», говоря о ее долговечности, может измеряться годами. Может потребоваться и 10 лет, и 20, и 50. А может и наоборот: случится беда, человека не стало и его «звездность» сразу дает другим фору, как бы грустно это ни было.
А момент с пиком жанра? Чаще всего ведь звездами становятся именно те, кто выпал на этот пик. А с другой стороны может именно он/она и произвел этот пик будучи той самой звездой? Или вот проблема с наличием больших возможностей по взращиванию себя как звезды, ты купил/написал за один вечер бит с помощью компа, напел в микро, обложил тюном и закинул в сеть, завирусился, и что стал звездой? Нет! Про тебя забудут через пару лет.
Я не думаю, что музыкальная индустрия сейчас перестала производить современных звезд. Есть некая консервация, связанная, возможно, с непонятками главного тренд-жанра современности. Есть множество примеров артистов, которые собирают стадионы, а это точно один из критериев оценки звезды. Те же Канье Уэст или Тэйлор Свифт. Звезды? Конечно. Но насколько долгосрочно она будет сиять и как именно их запомнит индустрия, мы узнаем только с годами.
Считаю все таки что «долгосрочные звезды» всегда были, есть и будут. Иногда их просто больше в определенный отрывок истории, иногда плотность качества их музыки выше. А иногда и сам слушатель/фанат настолько сильно «звезданутый» что дает своему кумиру еще пару очков для сияния.
be a star 🌟

Mixed Arts

Сколько треков Оливии Родриго слышали вы?
Сколько треков Оливии Родриго слышали вы?
Индустрия вообще не перестала производить звезд. Главное в работе продюсеров – угадать с интересом поколения. Яркий пример – успех Оливии Родриго в США.
Это будет вечным процессом, потому что дети со своими личными вкусами будут всегда противостоять вкусам родителей, чтобы обозначить свою территорию. Именно поэтому каждое поколение выбирает своих звезд, которых иногда можно поддерживать даже назло. Никто же не мог ожидать, что вдруг вернется мода на поп-панк в духе Аврил Лавинь. И Оливия Родриго с подобного рода материалом собирает стадионы, у нее на разогреве играют группы из 90-х типа The Breeders. Таким образом через пару поколений вернулась не только мода, но и на этой почве выросли ролевые модели уровня Родриго.

*признаны иностранными агентами.