Как курские семьи смогли побороть зависимость и вернуться к нормальной жизни благодаря центру социальной помощи «Возрождение»
Уникальная программа «Я нужен России», в рамках которой формируются группы взаимопомощи в зависимости от проблем семьи, реализуется в Курском центре социальной помощи семье и детям «Возрождение». Благодаря работе центра уже более двухсот семей смогли вернуться к нормальной жизни, покончив с алкогольной зависимостью. О том, как пройти этот непростой путь, мы побеседовали с директором центра Ириной Нарыковой.
Важно признать проблему
– Ирина Николаевна, расскажите, как начали работать по направлению с семьями, в которых есть проблемы с алкоголем?
– Мы открывались 30 лет назад как центр помощи семье и детям с приютом. Главная задача на тот момент – выявить проблемы семей, обуть, накормить детей. Годы были сложные, дети оставались на улице без присмотра родителей. Часто ребята попадали в интернатные учреждения. Как показывает практика, после интерната ребята плохо социализировались.
В 2002 году нас перепрофилировали, сделали реабилитационным центром, от прежнего формата сохранилось отделение социальной реабилитации, где работа шла по восстановлению утраченного как для детей, так и для родителей статуса семьи. Семье давали шанс наладить отношения, изменить бытовые условия, улучшить здоровье.
Когда ребёнок попадал в центр, его родители понимали, что могут его потерять, переживали, давали обещания. Самая непредсказуемая категория – люди, страдающие алкоголизмом. Алкоголики могут проявлять жестокость по отношению к супругам, детям. Пьющие часто не работают, соответственно, это отрицательно сказывается на материальном достатке семьи. Зачастую женщина в таких семьях вынуждена взваливать всё на свои плечи. Ребёнок, видя такое отношение отца к матери, и сам меняет отношение к нему, хотя когда-то в семье было место для любви и уважения. Параллельно появляется агрессия и у отца, потому что он всё равно считает себя главой семьи, думает, что всё должно быть так, как он решил. Наша первостепенная задача – помочь родителям признать наличие проблемы.
– Признать проблему – это и есть первый важный шаг?
– Да, но не все зависимые люди с этим соглашаются. Зачастую мужчина говорит: «На каком основании мой ребёнок здесь? Я сегодня хочу – выпью, хочу – нет». В таких случаях наши специалисты проводят работу с семьёй, разъясняют, что ребёнок не может жить в таких условиях, и предупреждают о вероятности лишения родительских прав. После этого многие пересматривают свои убеждения. Несмотря на то, что родители злоупотребляют алкоголем, дети продолжают их любить, даже попадая сюда. В карманы или в тумбочку прячут конфеты, говорят: «А вдруг мама, папа придут». Кровная связь прочна.
У нас хорошо поставлена работа с родителями, каждый четверг для них работает школа «Мы и наши дети». Она открыта для разных категорий. Мы формируем группы родителей таким образом, чтобы в них подбирались люди с одинаковыми проблемами.
Например, папа ещё не принял до конца тот факт, что он зависимый, но в школе «Мы и наши дети» видит таких же людей, признающих свою проблему, с которыми сегодня взаимодействуют и психологи, и социальные, и медицинские работники. С родителями мы заключаем договор и включаем их в работу по разным направлениям, в том числе готовим их к лечению в наркодиспансере, частных фирмах – варианты разные, главное, чтобы была мотивация. У нас сложилась такая практика: те родители, которые были сами когда-то зависимы, сегодня стали нашими помощниками. Мы приглашаем их на занятия школы для родителей, где они рассказывают свои ситуации: «Да, у меня были те же трудности, но, преодолев их, я стал другим, и сегодня у меня хорошая семья, материальные возможности, работа, сегодня я горжусь своим ребёнком, потому что дал возможность ему заниматься тем, что ему интересно». Когда новички в группе понимают, что можно жить по-другому, они сами подходят к нам и говорят: «Мы готовы подписать договор и работать в этом направлении».
Наши специалисты сопровождают семью не только до разрешения проблем. После прохождения курса медицинской реабилитации мы помогаем людям трудоустроиться через центр занятости, а в некоторых случаях предоставляем вакансии в нашем учреждении. Считаем важной готовность родителей принять нашу помощь.
Не упустить момент
– Какова вероятность, что после реабилитации результат будет положительным? О чём говорят цифры?
– На сегодняшний день 99,8 процента наших детей после курса реабилитации родителями (он длится от 3 месяцев) возвращаются в родную, кровную семью.
– На сегодняшний день 99,8 процента наших детей после курса реабилитации родителями (он длится от 3 месяцев) возвращаются в родную, кровную семью.
— Важен и постреабилитационный период, во время которого наши специалисты не только дома у родственников, соседей интересуются, как идут дела, но и проверяют в школе, приходят ли родители на собрания, участвуют ли в жизни ребёнка. Постреабилитационный период предусмотрен у нас в обязательном порядке. Возвращение к нормальной жизни – это большой труд наших сотрудников и семьи.
– Говорят, бывших алкоголиков не бывает… Что делать в случае срыва?
– Да, всякое бывает. В случае срыва требуется повторная медицинская реабилитация. Когда человек действительно хочет решить свою проблему, длительно воздерживается от алкоголя, вливается в общество, но вот срывается в какой-то момент… А узнаём мы об этом, потому что человек приходит к нам сам, настроен на решение проблемы, и мы помогаем в этом. Поэтому отчаиваться в случае срывов ни в коем случае не стоит, нужно продолжать идти вперёд.
– Вы акцентировали внимание в основном на пьющих папах. А что с зависимыми мамами? С ними вы тоже работаете?
– Конечно, причём женщины сложнее выходят из этого состояния, очень трудно вывести их из пагубного круга друзей-подружек. Но здесь помогают всё те же моменты, которые используем в работе с мужчинами.
Страх потерять ребёнка, не иметь с ним в будущем никаких контактов заставляет многих родителей обратиться за помощью к специалистам. И важно, когда лечение уже пройдено, не упустить женщину, не оставить её без внимания. Мы стараемся дать возможность женщине увидеть мир другими глазами, другую жизнь, на начальном этапе трудоустраиваем у себя в центре уборщицей, дворником или няней. Женщина видит наши праздники, каким становится её ребёнок, как он радуется, поёт, танцует, рисует, вышивает, а вышивают у нас порой даже мальчики. У нас есть театральная студия, которая тоже даёт детям творчески развиваться. Они участвуют в постановках. Для родителей это открытие, что, оказывается, у них такой талантливый ребёнок.
Ребёнок в свою очередь гордится родителями, потому что они смогли справиться с проблемой, изменить образ жизни. Всё это мобилизует внутренний потенциал каждого члена семьи. У нас есть кабинет «Примирения и согласия», где психолог помогает взрослым и детям выслушать и понять друг друга и вернуть гармонию в семью.
Случаи из практики
За время работы центра у сотрудников накопилось немало поучительных историй. Одна из таких произошла с Ириной (имена героев изменены по этическим соображениям). У женщины была прекрасная семья, за мужем она чувствовала себя как за каменной стеной. Когда мужа не стало, всё вдруг рухнуло. Женщина оказалась лицом к лицу с суровым миром, в котором ей нужно было растить сына и дочь. Близких и родных не было, обратиться было не к кому. Разве что нашлись «добрые люди», предложили сначала помянуть мужа, потом просто выпить, и пошло-поехало.
Прежде Ирину не тянуло к алкоголю, а теперь довольно скоро она обнаружила, что не может без него обходиться. Работы у неё не было, а резюме без опыта работодателей особенно не прельщали. Чтобы раздобыть деньги на выпивку с «сердобольной» компанией, Ирина продала даже кровати и холодильник, который уже давно стоял пустой. Разве что старший сын начал подрабатывать, приносил домой продукты, а в будущем мечтал основать собственный бизнес.
Спала женщина с детьми теперь на полу. Увидев это, нагрянувшие органы опеки приняли однозначное решение о лишении родительских прав. Детей определили в интернат, и это отрезвило Ирину. В центр она пришла полная решимости биться за детей. К счастью, старший сын вскоре достиг совершеннолетия и смог реализовать мечту о своём деле, забрать из интерната сестру и стать опорой для матери. Она всё это время старалась держаться подальше от пагубной компании и была готова начать новую жизнь…
К печальным последствиям пагубная привычка привела Ольгу. Молодая мать-одиночка, имела престижную, любимую работу, но ощущения полного счастья не было. По праздникам женщина выпивала «для настроения». Алкоголичкой назвать её было нельзя, но привычка сказалась на и без того слабом здоровье.
Воспитывать одной сына становилось всё труднее, болезнь прогрессировала. В этот трудный период её поддержал друг семьи. После её смерти ребёнок попал в центр, вскоре в гости к нему заглянул друг семьи. Мальчик обрадовался, увидев дядю Игоря. После встречи с ребёнком директор центра пригласила мужчину в кабинет, чтобы узнать о его дальнейших планах. Мужчина сказал, что у него есть семья и забрать мальчика он не сможет, но хотел бы навещать его.
Директор рекомендовала не давать ребёнку ложных надежд, и мужчина согласился, но спустя месяц мужчина вместе с женой вернулся за мальчиком. Пара уже подала документы на опеку, мальчик обрёл новую семью.
Вероника ТУТЕНКО