Найти в Дзене
Центр Благосфера

Авангард в кино

Тема конструктивизма и авангарда тесно связаны с Центром «Благосфера». Наше пространство находится в памятнике архитектуры, относящемуся к тому времени, а мы регулярно проводим квизы и лекции, относящиеся к эпохе 20-30-х гг. В нашем новом материале предлагаем вам погрузиться в это направление искусства через призму истории развития отечественного кино. Именно в эти годы советский кинематограф начал выстраиваться как отдельное явление, авторы создавали свои картины, которые запечатлели их визуальные приемы на будущие времена. Наверняка вы слышали о таких картинах как «Шинель», «Броненосец “Потемкин”», «Человек с киноаппаратом», все они были сняты в промежутке 20-30-х гг, когда кинематограф, как и вся страна, находился в этапе перехода к новому. Какой же была эта страница истории — расскажем в нашей статье. Если до революции люди больше тянулись к просмотру мелодрам и лирических сюжетов, то в 20-е годы вектор сменился. В кино пришла жизненность и идеи коммунизма. Режиссеры двадцатых за
Оглавление

Тема конструктивизма и авангарда тесно связаны с Центром «Благосфера». Наше пространство находится в памятнике архитектуры, относящемуся к тому времени, а мы регулярно проводим квизы и лекции, относящиеся к эпохе 20-30-х гг. В нашем новом материале предлагаем вам погрузиться в это направление искусства через призму истории развития отечественного кино.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Именно в эти годы советский кинематограф начал выстраиваться как отдельное явление, авторы создавали свои картины, которые запечатлели их визуальные приемы на будущие времена. Наверняка вы слышали о таких картинах как «Шинель», «Броненосец “Потемкин”», «Человек с киноаппаратом», все они были сняты в промежутке 20-30-х гг, когда кинематограф, как и вся страна, находился в этапе перехода к новому. Какой же была эта страница истории — расскажем в нашей статье.

Уход от романтизма

Если до революции люди больше тянулись к просмотру мелодрам и лирических сюжетов, то в 20-е годы вектор сменился. В кино пришла жизненность и идеи коммунизма. Режиссеры двадцатых занимались осмыслением нового быта, поднимали острые темы и верили, что их творчество способно менять и отражать реальность.

Настроения людей плавно перетекали в символичные сюжеты. Примером тому может быть фильм «Обломок империи» Фридриха Эрмлера — в нем показана история о человеке, который потерял память при царе, а очнулся через 10 лет уже при социализме, что вызывает много забавных ситуаций и полное непонимание у героя о том, как же жить дальше.

Фото: ММКФ
Фото: ММКФ

За вниманием к реальности логичным образом притягивается, на тот момент новый жанр — документальное кино. Одним из ярких его представителей является Дзига Ветров. Именно он снял первый фильм-хронику «Годовщина революции», а позднее встал у истоков советской мультипликации.

Новые лица

Революция 1917 года воодушевила молодых людей, которые мечтали создать новый язык кино - яркий, театральный, футуристичный. Тогда в сферу и пришли будущие звезды кинематографа: Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Леонид Трауберг.

Сергея Эйзенштейна называют главным режиссером эпохи авангарда, а его первые фильмы тесно переплетаются с театральным искусством. В эти годы он формирует новые монтажные схемы, которые в будущем попадут во все учебники киношкол.

Монтаж

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Советские режиссеры того времени перевернули отношение к монтажу. Эталонным примером можно назвать эффект Кулешова, при котором формируется новый смысл от сопоставления зрителем содержания смонтированных непосредственно друг за другом двух отдельных кадров, каждый из которых при просмотре без другого кадра не способен проявить такой смысл.

Эффект Кулешова
Эффект Кулешова

Для режиссера Сергея Эйзенштейна монтаж был основой художественного кино, а перенес он его из театра. Метод Эйзенштейна также называют «монтажом аттракционов», а заключается он в компоновке фильма, при котором изображения расчленены на отдельные фрагменты и затем собраны в необходимом режиссёру порядке, чтобы достичь определенного ритмического эффекта.

С сферой монтажа связана интересная история — многие авторы того времени начинали свою работу не с создания своих работ, а с перемонтажа иностранных фильмов, которые должны были попасть на советские экраны без нарушения государственной идеологии и допустимого хронометража.

Идеи авангарда

Авангард в кинематографе ассоциируется с смелыми решениями, экспериментами и новаторскими схемами. Ключевое изменение, которое привнес авангард во все сферы искусства — необходимость добавлять новые, радикальные формы высказывания. Это было нужно, чтобы отразить то, как изменилась страна и люди внутри нее. Поэтому, стандартные сюжеты наполнялись новыми смыслами через игру актеров и постановку.

Кадр из фильма «Броненосец „Потёмкин“»
Кадр из фильма «Броненосец „Потёмкин“»

Особенно много нового появилось в операторской работе. В картинах тех лет появились такие приемы как: комбинированная камера, съемка с рук, скрытая камера.

Именно в годы царствования авангарда советское кино строило свои пути, экспериментировало и переписывало правила. Но эта эпоха быстро сошла на нет — в середине 30-х за кино крепко берется государственный аппарат, направляя его в более простые и легкие сюжеты. Стоит сказать, что авторы авангарда настолько сильно повлияли на мировое кино, что его основы продолжаются во многих работах и до сих пор.

А если вы хотите лично познакомиться с эпохой конструктивизма и авангарда поближе, то приглашаем вас на экскурсии в Центр «Благосфера». Мы расскажем вам про то, как работали в то время фабрики-кухни, какие архитектурные приемы использовали строители и проведем вас по знаменитым лестницам А.И.Мешкова. Для записи на экскурсию напишите на почту info@blagosfera.space.

Читать также: Фотограф-конструктивист, который перевернул мир съемки: разбираем работы Александра Родченко