Волна тренингов Блиновской и тому подобной белиберды постепенно схлынула. Однако свято место пусто не бывает: пришла мода на психологов. Нынче каждая осознанная, состоявшаяся, прокачанная женщина «в ресурсе» помимо стандартного набора (личный адвокат, стоматолог, любовник) обязана иметь личного психолога. Новая тенденция, в смысле бренд.
То ли создатели кино пытаются «быть в потоке» и «ловить инсайды», то ли ассоциации мозгоправов скинулись — но разверзлись врата и хлынул мутный поток как импортных, так и импортозамещённых киносодержащих продуктов про психованных психоаналитиков.
«И тебя вылечат, и меня вылечат».
В случае с сериалом «Калимба» нехорошие предчувствия возникают сразу. Иконостас трендовых актёров и продюсеров не спасает — учитывая реалии, скорее всего из достоинств будет всего одно, и то сомнительное: дорого-богато. Фамилия «Бондарчук» на афише приводит в уныние. Появляется опасение, что дурацкое название притянуто за уши только ради привлечения внимания, соответственно, не будет ничем оправдано и никак не повлияет на историю.
Сериал «Калимба», NORM Production по заказу онлайн-кинотеатра Okko, 2024 год.
Жанры: детектив, драма, триллер.
Режиссёр Нурбек Эген («Мажор-4»).
Сценаристы: никому не известные Анастасия Мельникова и Олег Кириченко
Продюсеров, как обычно, куча мала. Среди них извечный двигатель ТНТ Вячеслав Дусмухаметов и выходец из Comedy, ныне генеральный продюсер Okko Гавриил Гордеев.
В главных ролях позорились: привычный к этому Фёдор Бондарчук, неожиданно Сергей Гармаш, а также Алёна Михайлова, Пётр Скворцов, Константин Плотников, Лиза Шакира и другие.
Начнём. Гуру судебной психиатрии профессор Виктор Мещёрский, работавший над делом самого Чикатило, начинает эксперимент. Четыре пары испытуемых набраны по принципу: преступник и его жертва. Все они будут изолированы от общества на пятнадцать дней.
Профессор всесилен и всемогущ, осведомлён о подопытных в подробностях и знает их жизнь с точностью до секунды — чтобы появиться в самый эффектный момент и сделать предложение, от которого невозможно отказаться.
Путём громоздких диалогов и многочисленных флешбэков зрителю доносят предысторию участников проекта.
Смазливый герой-любовник Елисей (Сергей Горошко) оказался не королевичем, а банальным жуликом, соблазнившим и обворовавшим застенчивую невзрачную Катю (Алёна Михайлова).
Нурлан (Джал Ибрагимов) много лет назад, будучи пионервожатым, совратил 15-летнюю пионерку Татьяну (Юлия Волкова). Вроде бы обычная история, но Татьяна не справилась со стрессом, ушла в правозащитницы и считает, что Нурлан сломал ей судьбу.
Оставшаяся половина не занималась сексом друг с другом. Наркозависимому журналисту Андрею (Константин Плотников) испортил жизнь его приятель-дилер Рома (Пётр Скворцов), а Сергей Аркадьевич (Дмитрий Воробьёв) был судьёй Верховного суда, пока его не сбила на машине пьяная Наташа (Лиза Шакира). Кстати, предки последней не являлись родственниками заокеанской певицы, а наоборот, носили фамилию Шапиро. Как говорится, два мира — две Шакиры. Кто понял каламбур — поставьте плюсик в комментариях.
Изолированные от внешнего мира добровольные участники эксперимента почему-то сразу начинают орать и неоправданно материться. В сериале похабно сквернословят все без исключения, в том числе народный артист Гармаш.
Ни одна сюжетная линия и ни один персонаж не вызывают доверия, симпатии и интереса. Всё высосано из пальца. И это в лучшем случае.
К примеру, негодяй-наркоторговец вдруг исправляется и становится чуть ли не положительным героем. Актриса Михайлова жутко переигрывает, Бондарчук как всегда одинаковый, немолодая некрасивая героиня Татьяна почему-то щеголяет перед мужиками в одних трусах. Причём в одних и тех же.
Гуру психиатрии в исполнении вездесущего Бондарчука с заумным видом вещает какие-то примитивные тик-токовские мудрости. Но сценаристам и этого мало. Вопреки элементарным законам теории вероятности восемь узников связаны не только попарно, но ещё накрест и по диагоналям, и все вместе причастны к давно отшумевшему уголовному делу высокопоставленного педофила.
Думаю, на этом этапе в сценарной комнате дело было так: установлен флипчарт на треноге, кружочками намалёваны персонажи с разноцветными стрелками — кто с кем спал, кто на ком стоял и всё такое. Забегает продюсер и давай от балды дорисовывать и соединять каждого с каждым. Сценаристы хватаются за головы и учебники и наспех стряпают дальнейшую ахинею.
В итоге Катя объединена почти со всеми (педофил Кирсанов — её отец, психиатр-шизофреник — её опекун, а ещё альфонс, от которого она была беременна), а Татьяна пересекалась только с Нурланом. Никакого порядка, как на неумело организованной свингер-вечеринке.
В это время некто в плаще (Сергей Гармаш) из леса часами напролёт наблюдает за профессором через прицел снайперской винтовки. Чтобы в итоге огреть бутылкой по башке и унести в сарай. Где логика? За кадром. Вернее, за скобками — не было, нет, и, кажется, не будет.
Профессор похищен маньяком, подопытные заперты в бункере, в общем, «всё сложно».
Окончательно запутавшись в сюжете, герои, дабы повысить напряжение, пытаются ещё громче орать и материться — но безуспешно, ибо и без того орут и матерятся с самого начала.
Вот что бывает, товарищи, с авторами, которые начитались пособий, насмотрелись курсов, но не разбираются не только в психологии, что ещё полбеды — но вдобавок не знают жизни и не знают людей.
Косяков — уйма. Профессор богат, всемогущ, со всех сторон подстрахован, с ним постоянно на связи невидимая охрана — но с момента своего похищения становится беспомощным и никому не нужным.
Восемь пациентов, согласившись на эксперимент ради очень солидного вознаграждения и избавления от своих проблем (например, тюремного срока) — начинают истерить и проситься домой в первый же день, когда в принципе ничего особенного не происходит.
Устроив в заброшенной больнице хай-тек бункер и доставив гостей для секретного эксперимента, профессор не прекращает отделочный ремонт и ждёт гастарбайтеров, которым выдал дубликаты ключей.
Далее. Один из подопытных, бывший судья Верховного суда с двадцатилетним стажем, став инвалидом-колясочником — всеми забыт и живёт в нищете на небольшую пенсию. Интересно, сценаристы в курсе, какие связи в реальности у такой фигуры? Тем более, что по сюжету он ещё и порядочный человек. Сколько влиятельных друзей и знакомых у него в любом случае, сколько возможностей себя обеспечить — да хоть став высокооплачиваемым адвокатом или консультантом.
Слово-название сериала ранее вы могли слышать только один раз, в песенке Бони М Kalimba De Luna. Ну максимум дважды — потому что есть ещё оригинал Тони Эспозито.
Как и ожидалось, создатели использовали калимбу только для «цепляющего заголовка», кое-как впихнув в сюжет. Пару раз звучанием этого в общем-то приятного африканского инструмента профессор «мучает» персонажей.
Один из пациентов-узников находит вдруг в бункере спасительный чертёж с планировкой подвала: то ли страницу проектной документации, то ли техпаспорт БТИ. К чему этот рояль в кустах?
В квартире судьи любовница заставляет его подписывать дарственную. Как? Сценаристы, вы из какого века прибыли? Дарственная без удостоверения нотариусом, или даже главврачом, на худой конец капитаном подводной лодки — просто бумажка.
Перечислять подобные несуразности — пальцев не хватит, даже если снять носки.
Цветовое и световое решения утомляют: полумрак, чёрно-синяя гамма, сплошной эстонский флаг без белого. Скрины пришлось изрядно подсветить, чтобы хоть что-то было видно. Но ведь даже если делаете «нуар» — дайте зрителю площадку для отдыха, смените настроение и ритм, это же элементарно. Но — нет.
Разумеется, иронии и юмора тоже не наблюдается, разве что наркодилер иногда пытается шутить, что получается жалко и нелепо.
Многослойная громоздкая история писана новичками по учебникам, это чувствуется. Причём талмуды авторами не проработаны. К примеру, отсутствует игра без слов: нет ни одного поворота в сценах, который не сопровождался бы объяснением в диалоге. А ведь одно из правил кинематографа — не только рассказывать, но и показывать.
Начало сериала шаблонное, унылое и полностью провальное. Отправляя героев в длинный восьмисерийный путь, авторы не нашли ничего лучшего, чем показать с флэшфорвард: избитые, окровавленные тела, иные в мешках для трупов. Зашибись. Теперь остаётся наблюдать, а как же так вышло.
Первые драгоценные минуты сериала вообще ни о чём. Как, впрочем, и последующие. Ничем не удивили, ничем не зацепили. Пример конфликта в сцене:
— Наденьте электронные браслеты!
— А если я не хочу?
— Всё равно придётся!
Конфликт окончен.
Знаете, как назвал один восторженный рецензент на платформе Okko этот жанр? Российское выживалити! Выживалити, мать его! Оказывается, есть такой жанр.
Герои, как и все прочие элементы, вызывают не интерес и сопереживание, а сплошные стыд и неловкость. Даже не за создателей — те сами знали, на что идут. Как говорится, назвался Груздевым — полезай в кузов. За зрителя обидно и за современное кино.
Есть старинное правило: из хорошего сценария можно сделать плохое кино, но из плохого сценария никогда не выйдет хорошего фильма.
Дурдом-2, Десять сквернословящих негритят, Игра в крабовые палочки — такие эпитеты приходили на ум во время просмотра. И это только цензурные, потому что не хотелось уподобляться авторам продукта. Во всём сериале сквозят нелогичность, ненастоящесть, неумение подмечать и передавать важные детали и мелочи. А ещё вторичность, третичность, может даже пятитичность.
Финальная серия первого — и, надеюсь, последнего — сезона вышла 27 июня. Но сериал уже ничем не спасти. Даже если будет обосновано присутствие калимбы.
Роман Газета для портала Альтерлит