Имя и фамилия Павлика Морозова давно стало нарицательным, причем его используют в диаметрально противоположных контекстах. До сих пор не установлены ни обстоятельства его смерти, ни подлинные виновники. Больше всего споров вызывает его поступок, якобы ставший причиной убийства, от его морально-нравственной оценки до сомнений в том, что он действительно имел место.
Трактовка события в СССР
Достоверно можно констатировать только то, что он три раза стал жертвой. Первый раз вместе со своим младшим братом жестокого убийства, а затем, уже после смерти два раза политической пропаганды, которая весьма зависима от «взятого курса» и точно чувствует «конъюнктуру рынка». Поэтому его образ менялся от героя, погибшего за идеалы в жестокой классовой борьбе, до доносчика, который ради своих амбиций предал даже родного отца.
По общеизвестной советской версии, Павлик Морозов был пионером, более того организовал пионерский отряд в маленьком уральском селе Герасимовка. Он, несмотря на малолетний возраст, понимал и поддерживал государственную политику раскулачивания. А вот его отец хоть и был бедняком и председателем сельсовета, помогал кулакам и вредил коллективизации. Верный долгу защитника социализма, Павлик написал письмо в органы, в котором поведал о вредительской деятельности отца и попросил привлечь его к суровой ответственности «чтобы никому было неповадно» последовать его примеру.
Отца осудили на десять лет, но принципиальный пионер на этом не остановился. После этого, он продолжил активную борьбу с классовым врагом. Он сообщил о том, что сосед утаил от государства часть выращенного хлеба, а муж тетки вообще украл государственное зерно и спрятал у родного деда Павлика. За что дед с родственниками его жестоко и убили (за убийство были осуждены родные дед и бабушка, дядя и двоюродный брат).
Советская пропаганда уцепилась за это дело и сделала из него символ борьбы с «кулацким террором». Это был наглядный пример, что классовые интересы гораздо выше семейных ценностей. Павлика канонизировали, в его честь называли практически все от пионерских дружин до улиц и кораблей, о нем писали статьи и книги, пели песни. После войны на его могиле поставили монумент, который стал местом паломничества пионеров.
Постперестроечная версия
После перестройки, когда стало модно топтать все советское, Павлик стал символом доносительства, отцепродавцем, не пожалевшим кровное родство во имя торжества преступной идеологии (согласно ей в государственных интересах следует доносить даже на родных людей, если они враги народа).
Более того, стала распространяться версия, что убийство было совершено сотрудником ОГПУ, чтобы свалить вину на кулаков и получить повод для разворачивания массовых репрессий. Ее выдвинул историк и журналист Юрий Дружников (Альперович) в своей книге «Доносчик 001 или вознесение Павлика Морозова».
Чтобы разобраться в том, что действительно тогда произошло, пожалуй, стоит взглянуть на эту историю без политического подтекста, основываясь только на фактах и некоторых свидетельствах современников этих событий.
Павлик родился в ноябре 1918-го года. Он стал первенцем бывшего красноармейца Трофима Морозова и Татьяны Байдаковой. Потом у него появилось четверо братьев: Георгий, Алексей, Федор и Роман. Георгий умер еще маленьким.
Семья жила бедно. Отец много пил, избивал жену и детей. Когда Павлику было десять лет, отец вообще ушел из семьи и сошелся с соседкой. От дедушки с бабушкой тоже никакой помощи не было. Дед ненавидел сноху и внуков за то, что Татьяна не захотела войти в семью и настояла на выделе. Единственный оставшийся в живых брат Павлика Алексей (Федор был убит вместе с Павликом, а Роман погиб в войну) так охарактеризовал отношения в семье:
«Дед с бабкой тоже для нас давно были чужими. Никогда ничем не угостили, не приветили. Внука своего, Данилку, дед в школу не пускал, мы только и слышали: «Без грамоты обойдешься, хозяином будешь, а щенки Татьяны у тебя батраками», признавался позже Алексей
Был ли Павлик пионером доподлинно неизвестно. Его первая учительница Лариса Исакова рассказывала, что при ней пионерского отряда не существовало. Но однажды она привезла из райцентра пионерский галстук и повязала его Павлику.
Отец с Павлика его сорвал и избил мальчика. Брат Алексей добавил, что после этого дед с бабкой называли его «сопливым коммунистом». Действительно, есть много свидетельств, что пионерский отряд в селе Герасимовка был создан уже после его смерти. Тем не менее, организовавшая его Зоя Кабина, сменившая Исакову, утверждала, что Павлика в пионеры принять успели и даже выбрали председателем отряда.
Главным остается вопрос, был ли донос на отца. Обе пропагандистские концепции основаны на том, что он однозначно был.
Трофима Морозова, как «классического» бедняка в 1930-м году избрали председателем сельсовета. На этой должности он за деньги и натуральную оплату продавал кулакам и переселенцам справки о приписке к сельсовету и отсутствии недоимок.
По одной из версий, Павлик написал донос из идеологических соображений, по другой его уговорила мать, надеясь вернуть мужа в семью, мол, поругают и вразумят.
На состоявшемся суде мать свидетельствовала против своего мужа, а Павлик выступил с обличительной речью (в разных источниках кочует десяток ее вариантов). Впрочем, пишут и то, что судья Павлика даже не стал слушать, по малолетству свидетеля его показания не могли быть приняты во внимание.
А был ли Павлик?
Однако, краевед Александр Петрушин, бывший замначальника УФСБ по Тюменской области считает донос пропагандистским мифом. Это единственный исследователь, который ссылается на реальные документы из дела Трофима Морозова. Так вот, никакого заявления Павлика на отца в материалах дела не обнаружено, как, впрочем, не нашли и каких-либо других заявлений на соседей.
Трофим Морозов продавал справки не только односельчанам, но скрывающимся в лесах бандитам. В частности, они в большом количестве были найдены на месте базирования банды Пуртовых. На Трофима было заведено уголовное дело, и при таких доказательствах донос не имел смысла, его все равно бы арестовали.
Во время следствия допросили мать Павлика, которая дала показания на своего мужа в части продажи справок, впрочем, об этом знало все село. Павлик только подтвердил ее слова. На суде он тоже не выступал, так как суда, как такового и не было. Судьбу Трофима решала «тройка» ОГПУ, которая и вынесла решение:
«Занимался фабрикацией подложных документов, которыми снабжал членов повстанческой группы и лиц, скрывающихся от репрессирования Советской власти». Постановление: «Заключить в исправительный трудлагерь сроком на десять лет».».
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Но если факт доноса не подтвердился, то за что родственники расправились с Павликом? И тут всплывает третья версия. Ее озвучил писатель Владимир Бушин. По его мнению, это уголовное преступление на почве бытового конфликта без какого-либо политического подтекста.
Дед и бабка поддерживали Трофима и ненавидели сноху, о чем говорили открыто, даже угрожали убийством. Факт расправы скрыть не пытались, когда мертвых детей привезли в деревню, бабка с усмешкой сказала Татьяне, что мясо они ей заготовили, теперь ешь, сколько влезет. Мотив убийства банальный: корысть. После того, как посадили Трофима, выделенный ему дедом надел перешел к Павлику. Старики считали, что после убийства Павлика с Федором (четырехлетний Роман в расчет не шел), им удастся вернуть его обратно в свое хозяйство.
Убийство Павлика Морозова было не так, как писали в советское время: в реальности мотивы были совсем другие. К такому же выводу пришла и Генеральная прокуратура, пересмотрев дело в 1999-м году по заявлению родственников, расстрелянных за убийство Павлика его двоюродного брата Данила Морозова и дяди Арсения Кулуканова (дед с бабкой отделались длительными сроками заключения). Никаких оснований признать это дело политическим и сфабрикованным она не нашла и еще раз подтвердила, что дело носит чисто уголовный характер, следовательно реабилитации они не подлежат.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, в чём мотив этого преступления?