Денис Ивановский, обозреватель-международник, член Центра евразийских исследований Санкт-Петербургского университета, специально для канала @sevmorput
Заместитель министра России по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов сообщил о кратном росте спроса на каботажные перевозки по Северному морскому пути. Развитие каботажа по СМП наблюдается не первый год – так перевозчики сокращают стоимость и сроки доставки грузов в обоих направлениях.
Доля каботажных перевозок в прошлом году составила 18% от общего грузопотока. И из года в год она увеличивается: в 2022 году показатель был на уровне 16%, а в 2021 – 12%. Рост обусловлен, с одной стороны, правительственной поддержкой каботажа, с другой – снижением затрат на использование такого маршрута в качестве альтернативы железнодорожному транспорту.
В 2022 году в рамках пилотного проекта была запущена регулярная каботажная линия между Санкт-Петербургом и Владивостоком. Перевозки по этому маршруту субсидируются государством и работают по принципу «электрички» - суда останавливаются для погрузо-разгрузочных работ в нескольких арктических портах. В первый год было выполнено два круговых рейса, а уже в 2023 их количество увеличили до трёх.
В этом году поддержка каботажных перевозок увеличилась – субсидированные тарифы на Севморпуть уменьшили в несколько раз, расширили перечень судов, которые можно выводить на линию, а также увеличили количество портов, за заход в которые перевозчики получат компенсацию расходов от государства. Подобную программу будут развивать как минимум ещё 10 лет, об этом говорится в принятом в 2022 году плане развития Северного морского пути до 2035 года.
Главный конкурент каботажа по СМП – железнодорожные перевозки, которые не зависят от сезона. Однако перевозки по Севморпути выигрывают в летне-осеннюю навигацию за счёт стоимости и доступности. Широкомасштабная поддержка каботажных перевозок продолжит развивать это направление и в конечном итоге создаст действующую регулярную линию через СМП. Этому способствует не только правительственные меры, но и уменьшение льдов в Арктике, и как следствие – увеличение навигационного сезона.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput