Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Рецензия на фильм «Топ Ган: Мэверик» / Top Gun: Maverick

#арихвное Как верно подметил Дон Дрейпер из «Mad Men», ностальгия во все времена является ходовым товаром. Едва ли не первых дней цивилизации, каждое поколение свято верило в то, что раньше всё было лучше и уж они-то точно знали, как правильно жить. Именно поэтому любой творец, обладающий достаточным талантом для того, чтобы затронуть именно эту струну человеческой души, непременно будет пользоваться успехом у публики. год: 2022
режиссёр: Джозеф Косински
в ролях: Том Круз, Майлз Теллер, Дженнифер Коннелли, Джон Хэмм, Глен Пауэлл, Вэл Килмер, Башир Салахуддин, Чарльз Парнелл, Моника Барбаро, Эд Харрис Опытнейшие ветераны Голливуда Том Круз и Джерри Брукхаймер, прекрасно понимающие данный принцип, совершили невозможное, реанимировав франшизу, почти 40 лет находившуюся в анабиозе, и результат превзошёл их самые смелые ожидания. Когда-то давно, в самом начале 90-х, бывшие советские школьники неожиданно осознали, что существует универсальная формула счастья, необходимыми элементами которой

#арихвное

Как верно подметил Дон Дрейпер из «Mad Men», ностальгия во все времена является ходовым товаром. Едва ли не первых дней цивилизации, каждое поколение свято верило в то, что раньше всё было лучше и уж они-то точно знали, как правильно жить. Именно поэтому любой творец, обладающий достаточным талантом для того, чтобы затронуть именно эту струну человеческой души, непременно будет пользоваться успехом у публики.

год: 2022
режиссёр: Джозеф Косински
в ролях: Том Круз, Майлз Теллер, Дженнифер Коннелли, Джон Хэмм, Глен Пауэлл, Вэл Килмер, Башир Салахуддин, Чарльз Парнелл, Моника Барбаро, Эд Харрис

Опытнейшие ветераны Голливуда Том Круз и Джерри Брукхаймер, прекрасно понимающие данный принцип, совершили невозможное, реанимировав франшизу, почти 40 лет находившуюся в анабиозе, и результат превзошёл их самые смелые ожидания.

-2

Когда-то давно, в самом начале 90-х, бывшие советские школьники неожиданно осознали, что существует универсальная формула счастья, необходимыми элементами которой являлись видеокассеты Fujifilm, видеоплеер Goldstar и сникерс, которым можно было закусить очередной голливудский шедевр. Именно тогда я узнал, что в США, оказывается, есть школа боевых пилотов под названием «Топ Ган», выпускники которой, по их собственному мнению, являются лучшими истребителями в мире. Оригинальный фильм «Топ Ган», снятый в 1986-м под чутким руководством мастера штамповки классических боевичков Джерри Брукхаймера, стал уникальной картиной. Брукхаймер фактически создал новый подвид кинематографа, который можно назвать «военным порно», в котором силиконовые импланты восьмого размера и сверкающая военная техника играют одинаково важную роль (данный жанр, кстати в последствии был доведён до совершенства Майклом Бэем). Если до этого момента авторы в основном концентрировались на ужасах войны, то «Топ Ган» рисовал совсем другую картину — калифорнийские пляжи, девушки в бикини, полёты на классных футуристических самолётах, небывалая крутизна каждого момента жизни боевого пилота и постоянный адреналиновый кайф. Соответственно, как и положено порнографическому фильму, сюжет в франшизе «Топ Ган» присутствует, но совершенно не мешает просмотру.

-3

Главный герой — капитан Пит Митчелл по прозвищу Мэверик, закончил авиашколу «Топ Ган» в конце 80-х и сразу после этого сбил целых три вражеских МИГа над Индийским океаном. Казалось бы, начало карьеры нового Хартманна было успешно положено, но, к несчастью для протагониста, Холодная война закончилась, и всю кипучую энергию Митчелла стало тупо некуда девать. Начальство, в боевой остановке закрывавшее глаза на пролёты на бреющем полёте над аэродромом и прочее воздушное хулиганство, быстренько перевело бузотёра в резерв и отправило лётчиком-испытателем на полигон, тестировать гиперзвуковые самолёты. Прошло 35 лет. Мэверик, которого в возрасте около 60 каким-то чудом всё ещё допускают до полётов, разбивает очередной многомиллионный прототип, и его наконец-то хотят списать на пенсию, но тут на помощь приходит Иран. Американцам надо во что бы то ни стало разбомбить завод по обогащению урана, расположенный в труднодоступной гористой местности, и протагониста посылают в школу «Топ Ган» преподавателем, обучать молодёжь летать на бреющем и выдерживать перегрузки 9g. В процессе обучения Мэверик встретит новых друзей, заново разожжёт старую любовь, сядет за штурвал древнего самолёта и совершит очередной подвиг, причём даже не ради свободы или демократии, а просто так, ведь он — настоящий true blue американский герой.

-4

С морфологической точки зрения, «Топ Ган: Мэверик» представляет собой скорее не фильм, а в большей степени последовательность видеоклипов, посвященных полётам истребителей F/A-18, слегка разбавленную диалогами и пляжным футболом. Разумеется, учитывая высокий класс картины, наличие звёзд и опыт продюсеров, вышеупомянутый видеоряд выполнен технически безупречно, но ничего кроме прекрасных средних планов фюзеляжей и подкачанных пилотов в данном кино попросту нет. О какой-либо драматической составляющей картины речь также не идёт — персонажи и их проблемы настолько стандартны, что на их фоне герои гонконгских боевичков Джона Ву кажутся персонажами Дэвида Мэмета. Продюсеры, в числе которых есть и звезда картины Том Круз, бесстыже подмигивая аудитории, используют самые примитивные и избитые клише, строя повествование по тысячу раз виденной зрителем несложной схеме «харизматичный антигерой — сложное прошлое — конфликт поколений — упорные тренировки — кризис веры в себя — победа из последних сил». И, разумеется, в процессе написания сценария нельзя было обойтись без не столько оммажа, сколько нахальной экспроприации сюжетного хода из «Звёздных войн» — если вы горите желанием увидеть, как Том Круз летит по узкому каньону, намереваясь взорвать Звезду Смерти протонной торпедой, вы явно не будете разочарованы.

-5

Казалось бы, при таких исходных данных «Мэверик» был обречён стать очередным провальным высокобюджетным проектом вроде римейка «Дня независимости» или «Падения луны». Но, как верно заметил классик, факт — самая упрямая в мире вещь, и колоссальные сборы фильма доказали очевидную компетентность авторов картины. Узнав о коммерческом успехе фильма, я сначала несколько растерялся — неужели Том Круз, будучи сайентологом, успешно молился, и был осенён благословением Лорда Ксену? Или же зрители, в одних лишь США добровольно отдавшие продюсерам без малого полтора миллиарда (-sic!) долларов, деградировали настолько сильно, что уже неспособны отличить откровенно тупую картину от шедевра?

Думаю, что хотя определённое падение интеллектуального уровня масс несомненно имеет место быть, дело тут в другом. Свежий проект Тома Круза является прекрасным примером практического применения философии эскапизма, основы которого в современной культуре заложили такие титаны как По и Лавкрафт. «Мэверик» это в первую очередь эфемерное воспоминание, призрачный мост в прошлое, луч света, падающий из приоткрытой двери, ведущей во времена, когда мир был простым, логичным и понятным, когда добро и зло были чётко определены и немедленно узнаваемыми. Соответственно, все стереотипные сюжетные ходы, красивые картинки и картонные переживания абсолютно вторичны, главное же — старание авторов создать непередаваемую атмосферу ощутимой ностальгии и на пару часов вырвать из пасти лангольеров Америку, которую мы потеряли (ТМ). И насколько бы смехотворной не казалась такая концепция интеллектуальному меньшинству, народ тем не менее проголосовал ногами, а продюсеры получили возможность радостно потирать ручки.

Так что в итоге «Мэверик» оказывается ещё и лакмусовой бумагой цинизма — если в процессе просмотра вы неожиданно поймали себя на мысли, что вам небезразлична судьба «ребят», миссии, и пожилой пассии Тома Круза — поздравляю, где-то глубоко в вашей душе ещё не умер незамутненный девятилетний ребёнок.

-6

Труппа одновременно хороша и абсолютно бесполезна. Том Круз — отличный актёр (при условии наличия нормального режиссёра), но в «Мэверике» он поражает не своим актёрским мастерством, а талантом выглядеть молодо, разменяв шестой десяток. Дженнифер Коннели изо всех сил старается оживить абсолютно пустой персонаж, Майлс Теллер успешно изображает Гуся v.2.0. Джон Хэмм, Эд Харрис и Вэл Килмер присутствуют, за что им большое спасибо, а Моника Барбаро привлекательна, сильна и независима.

Итог: прекрасно снятый, профессионально сыгранный и в целом любопытный артефакт давно ушедшей эпохи. Смотреть стоит детям и исследователям древностей.

2022 год

Александр Костин для портала Альтерлит