Всем привет! Сегодня в рамках марафона "Открой книжную Вселенную", объявленного сразу четырьмя книжными блогерами ( "Аннушка и масло|книжки 📕", "Ветер в книгах", "Кот-книголюб" и "С книгой в обнимку") читаем и обсуждаем сентиментальную новеллу, или, как охарактеризовал её сам автор, "печальную быль", "Бедная Лиза" Николая Михайловича Карамзина. Мы знаем Карамзина, в первую очередь, как публициста, создателя монументального труда "История государства Российского", автора исторических исследований, публицистических, политических и теоретико - литературных статей. О поэтическом и писательском гении Карамзина при этом незаслуженно забывают, и напрасно - ведь именно он стоял у истоков русского сентиментализма, ставшего фундаментом для романтизма Жуковского и раннего Пушкина. Само "солнце русской поэзии" так отзывалось о Карамзине: "Вопрос: чья проза лучшая в нашей литературе? Ответ: Карамзина. Это его похвала небольшая"(с). Пушкин в чём - то прав: если к концу XVIII века русская литература уже могла гордиться поэтическими одами Ломоносова и Державина, то в прозе все ещё преобладали переводные произведения. Так что "Бедной Лизой", которую критики называют первой русской сентиментальной повестью, Карамзин ещё и заложил фундамент отечественной прозы. А ведь автору на момент выхода повести было всего двадцать лет, и ещё вчера никому не известный писатель стал знаменитостью. Давайте же и мы поскорее познакомимся с этой короткой и трагичной историей любви.
После смерти отца бедная крестьянская девушка Лиза вынуждена продавать на улицах Москвы букеты из лесных ландышей, чтобы хоть как -то заработать на жизнь для себя и старушки - матери. Однажды она встречает на улице Эраста - молодого богатого дворянина, "с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным"(с). Лиза ещё даже не представляет, что эта встреча станет роковой для неё и еë матери.
Несмотря на то, что в повести не было ничего революционного - сюжет, по слухам подсмотренный Карамзиным у французских романистов, был донельзя прямолинеен и банален: чистая и невинная крестьянская девушка, богатый и избалованный повеса, страсть, предательство, самоубийство, "Бедная Лиза" произвела фурор - в противовес властвовавшему тогда в русской литературе классицизму с его культом разума и постоянными апелляциями к нему, Карамзин в своем произведении утверждает культ не разума, а чувств, страсти. И Лиза, и Эраст живут лишь ими, без оглядки на порицание общества и необратимые последствия их мезальянсных отношений. «Бедная Лиза» лишена морализаторства и назидательности, автор не поучает читателя, а пытается вызвать у него сопереживание героям. В этом и заключалась революционность "Бедной Лизы", отличавшей ее от традиций классицизма. И именно этим она нравилась, в первую очередь, конечно, сентиментальным барышням. Но нельзя сказать, что повесть нравилась исключительно им - многим она полюбилась за узнаваемость мест - со страниц повести вставал хорошо знакомый каждому москвичу Симонов монастырь (ах, как живописна карамзинская Москва в самом начале произведения!!!), берёзовая роща и луг, где стояла Лизина хижина и окружённый старыми ивами монастырский пруд - место гибели бедной Лизы, за которым так и укрепилось название "Лизин пруд". Узнаваемость родных мест несомненно делала произведение Карамзина ближе к народу.
Ещё одной одним несомненным достоинством повести является её язык. Критики считают, что именно с этой повести началась реформа отечественного литературного языка — Карамзин отказывается от старославянизмов, вычурности и высокопарности, а также от использования церковнославянской лексики и грамматики. Конечно, с большим трудом верится, что не умеющая читать и писать Лиза так грамотно общается с Эрастом, но богатый язык повести с огромным количеством прекрасных русских слов, давно вышедших из обращения, например, "окончина" - оконное стекло делает её приятной и легкой для чтения (я прочитал минут за двадцать, для подростков, которых пугает большой объем произведений - идеальная находка).
Что же получаем на выходе, друзья? С одной стороны, незатейливую сентиментальную повесть, не несущую в себе никакой моральной нагрузки, которая придётся по душе меланхолически настроенным девочкам - подросткам, а с другой, лаконичную повесть, произведшую настоящий фурор в русской классической литературе и на многие годы определившей её развитие. В общем, не пожалел, что перечитал это читаное ещё в школе произведение. Прикрепляю ссылочку на страницу дружественного канала, хозяйка которого, Елена, "курирует" первую четверть марафона, а вместе с ней "малые" формы прозы. Знакомьтесь с условиями марафона, вспоминайте школьную классику и присоединяйтесь к нашей дружной компании.