Найти в Дзене

Как два Вацлава мотоциклы и автомобили строили. К 159-летию Вацлава Лаурина.

Оглавление

Нельзя не упомянуть сегодняшний день, друзья.

Помимо того, что 27 сентября 1908 года Генри Форд выпустил со своего конвейера первую "Жестянку Лиззи" -  он же Ford T, есть и не менее значимое событие в мире автомобилей.

27 сентября 1865 года родился один из основателей чешской автомобильной промышленности Вацлав Лаурин. 

Вацлав Лаурин, фото из архива SKODA
Вацлав Лаурин, фото из архива SKODA

Семья Лаурина была небогатой: отец его работал батраком, а Вацлав учился в ремесленном училище в Млада-Болеславе.

После окончания училища в 1886 году, он встречается со своим тезкой - Вацлавом Клементом, и друзья решают открыть свое предприятие Slavia по производству и ремонту велосипедов.

Реклама велосипедов Slavia (слева) и один из первых мотоциклов Laurin & Klement
Реклама велосипедов Slavia (слева) и один из первых мотоциклов Laurin & Klement

В 1895 году Slavia начала свою работу, а через два года выпускает свой  первый мотоцикл - уже под маркой Laurin & Klement.

Лаурин отвечает за технические вопросы, а Клемент - за коммерческую часть предприятия.

Вацлав Клемент (слева) и Вацлав Лаурин
Вацлав Клемент (слева) и Вацлав Лаурин
"А не замахнуться ли нам, друг Вацлав, на самобеглые коляски, а?" - думаю, что так оно и было произнесено. Каким именно Вацлавом?
Не знаю, но какая разница? )))

Факт 1: Первый автомобиль от Лаурина и Клемента - Voiturette A - появился в 1905 году. На авто из Богемии стоял двухцилиндровый двигатель объемом 1 л, и Voiturette A разгонялась до 40 км/ч.

Первенец L&K - Voiturette A. Фото автора, 2015 год.
Первенец L&K - Voiturette A. Фото автора, 2015 год.

Кстати, на фото я восседаю на этой самой "Вотьюретке", которая, кстати, даже сама нормально ездит - за состоянием бдительно следит нынешний владелец.

Я за рулём Voiturette A 1905 года выпуска. На момент съемки фото автомобилю - 110 лет!
Я за рулём Voiturette A 1905 года выпуска. На момент съемки фото автомобилю - 110 лет!

Факт 2:  L&K первыми в Европе выпустили автомобиль с восьмицилиндровым двигателем – модель Type FF.

Тот самый FF с 8 цилиндрами
Тот самый FF с 8 цилиндрами

Факт 3: К началу Первой мировой войны L&K становится крупнейшим автопроизводителем Австро-Венгрии, и экспортирует свою продукцию из Млада-Болеслава в десятки стран на всех континентах! Кроме легковых авто, Лаурин и Клемент производят также коммерческий транспорт и спортивные автомобили.

Логотип Laurin & Klement
Логотип Laurin & Klement

Факт 4: В 1925 году компания "Лаурин и Клемент" входит в состав концерна ŠKODA, и после объединения предприятия, Вацлав Лаурин постепенно отходит от дел.

И снова - на фото (я не в шлеме, простите )))) - один из первых авто "Шкода" - ŠKODA Laurin & Klement Type 110, 1927 года выпуска.
И снова - на фото (я не в шлеме, простите )))) - один из первых авто "Шкода" - ŠKODA Laurin & Klement Type 110, 1927 года выпуска.

Но до сих пор самые топовые версии автомобилей "Шкода" несут в себе две буквы - L&K - в память о двух Вацлавах, которые смогли воплотить свои мечты и инженерный гений в жизнь.

Памятник двум Вацлавам - Лаурину и Клементу - у музея SKODA. Фото автора, 2015 год.
Памятник двум Вацлавам - Лаурину и Клементу - у музея SKODA. Фото автора, 2015 год.