По мнению эксперта, человеческий мозг не готов к таким резким изменениям.
Во время пандемии COVID-19 многие россияне впервые столкнулись с удаленкой, а часть компаний даже по завершению ковидных ограничений,продолжает практиковать данный формат работы. О нюансах и минусах переноса рабочего места из офиса домой Readovka.News рассказала профессор кафедры клинической психологии Института Клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Вера Никишина.
По ее словам, человеческий мозг принимает те условия и адаптируется к работе в том формате, который ему предлагается. Никишина отметила, что в случае перехода на удаленку люди лишают свой разум границ в представлениях о доме, работе и отдыхе, что мешает организму осознавать, когда заканчивается одно и начинается другое.
«Поэтому границы точно нужны. Они должны проходить и в каких-то материальных атрибутах. Например, если это помещение, в котором вы находитесь и работаете, оно должно быть изолировано или хотя бы секторировано в своей рабочей зоне. Нельзя спать и работать в одном помещении», – подчеркнула Никишина.
Как пояснила эксперт, если обстоятельства вынуждают жить и работать в одном помещении, то имеется смысл отделить зоны труда и отдыха ширмой или иным доступны способами. Кроме того, рекомендуется установить в качестве правила запрет решать рабочие задачи в той зоне, где живете и отдыхаете.
«Если вам нужно ответить на звонок, то вы переходите на территорию, выделенную для работы. Если вам необходимо сделать по-быстрому какую-то задачу, вы все равно заходите за границу», – уточнила она.
Закрепить пересечение границы между трудом и отдыхом можно при помощи каких-либо ритуалов, которые будут совершаться ежедневно. Например, мытье рук и смена одежды по возвращению домой с работы. Подобные действия-ритуалы могут быть полезны для того, чтобы мозг не путался, где заканчивается одна часть жизни и начинается другая.
Переход от работы в офисе к удаленке лишает россиян еще одной привычной части жизни – ежедневного общения с коллегами. В место разговоров у кулера, в курилке или на обеденном перерыве остаются лишь чаты с переписками и периодические групповые видеосозвоны во время планерок. По словам эксперта, человеческий мозг очень социальный, и ему крайне необходимо взаимодействие исключительно с неопосредованной техническими средствами реальности для поддержания состояния продуктивной активности. Кроме того, это помогает способствовать эмоциональному комфорту и мотивации действовать, преодолевать и совершать.
«В результате стали возникать состояния, которые мы иногда пытаемся игнорировать, не замечать или обесценивать, но они являются следствием тех видов активности, которые мы переносим в цифровую социальную среду», – пояснила Никишина.
Как уточнила эксперт, человеческий мозг оказался не готов к таким резким изменениям. Высокие дозы подобной активности вызывают состояние депрессивности, выгорания, а также повышенной утомляемости. Если человек не поставит на контроль дозу своей социальной активности в реальности, то в перспективе его ожидают эмоциональный дискомфорт, дезадаптация и ряд других неприятных для него эмоциональных состояний.
Никишина рассказала, что поездки в офис вынуждают людей вставать заранее для того, чтобы привести себя в порядок, одеться, а также тратить время на дорогу до работы и обратно домой. В случае же перехода на удаленку появляется возможность избавиться от этих усилий. Как отметила эксперт, попытка пойти на поводу сиюминутных желаний не соблюдать ежедневный дресс-код и ослабить самоконтроль, таит на себе конкретные негативные последствия.
«Эти последствия отражаются в том числе и на внешнем виде самого человека, формируются устойчивые привычки, в том числе к неряшливости, неаккуратности и неопрятности. Но что самое печальное, возникают определенные устойчивые, эмоциональные, личностные конструкты в виде обесценивания усилий по уходу за внешним видом и своими реакциями, которые становятся дезадаптирующими, не позволяющими себя комфортно чувствовать в социальной среде», – уточнила Никишина.
Ранее эксперты объяснили разницу в подходе зумеров и миллениалов к работе. Специалисты назвали сильные стороны сотрудников из разных поколений.