Сцена:
Комната для сессий. Савелий сидит развалившись в кресле, в руках кружка кофе. На столе лежат разбросанные книги и блокнот. В кабинет входит Сергей, мужчина лет 40, отец двух подростков, явно взволнованный. Он сразу садится, не зная, как начать. Савелий бросает на него быстрый взгляд, прищуривает глаза, отпивает кофе и с ухмылкой начинает беседу. Сегодня будет непростая встреча — Савелий известен своим дерзким, но эффективным стилем.
Савелий (с усмешкой): Ох, ну и вид у тебя, Сергей! Что, дети совсем из тебя соки выжали?
Сергей (вздыхая): Да, с ними невозможно договориться. Сыну 16, дочери 14 — они не слушают, постоянно спорят. Что ни скажи — всегда в ответ негатив. Я уже не знаю, что делать.
Савелий (поднимает бровь): Ой, бедный папочка, дети не слушаются, жизнь рушится? Ну ясно. А ты, наверное, ожидал, что они будут сидеть с книжкой и говорить: «Папа, ты прав!»?
Сергей (удивлён): Ну нет, конечно... Но всё же!
Савелий: Ага, «всё же». Так, и что тебе не нравится? Что они тебя не слушают? Или что у них свои мозги появились?
Сергей: Да, вот именно! Не понимаю, почему они не хотят меня слышать. Всё, что говорю, воспринимается в штыки.
Савелий (иронично): Пф, а чего ты ожидал? Ты же им, наверное, каждый день морали читаешь, как старый занудный учебник! Давай, расскажи, что ты им говоришь?
Сергей (смущённо): Ну… Я просто хочу, чтобы они уважали правила. Пытаюсь объяснить, что важно хорошо учиться, не вести себя как подростки-идиоты...
Савелий (заливаясь смехом): Ха! Ну конечно! А как ты думал, они будут реагировать на это? «О да, папа, конечно, ты всё знаешь!»? Слушай, они подростки, им пофиг на твои нотации! У тебя вообще план есть, как с ними общаться, кроме этих наставлений?
Сергей (растерянно): Честно говоря, нет. Я просто не знаю, как по-другому...
Провокативный подход Савелия
Савелий (наклоняется вперёд): Окей, раз ты пришёл ко мне, готовься. Я скажу прямо: ты слишком напрягаешься и ведёшь себя как старший командир, которому все должны подчиняться. Они — не солдаты в армии. У них своя жизнь, свои проблемы. Хочешь наладить с ними отношения? Начни с того, что перестань их контролировать каждую секунду.
Сергей (обиженно): Но я же их отец! Моя задача — направлять.
Савелий (с сарказмом): «Направлять»? Серьёзно? Ты, скорее, как патрульный на дороге, который пытается их штрафовать за каждую мелочь. Думаешь, они тебя за это полюбят и будут слушаться?
Сергей (растерянно): А что тогда делать?
Савелий (с иронией): Да расслабься ты! Поговори с ними нормально, как с людьми. Перестань вечно учить жизни. Когда ты в последний раз просто слушал их, а не лез со своими «ценными» советами?
Сергей (задумчиво): Не знаю... Может, и давно.
Савелий: Вот и ответ. Им нужно, чтобы ты не просто говорил, а слушал. У тебя два уха и один рот — так пользуйся ими в этом соотношении.
Процесс изменения
Савелий (с серьёзным тоном): Слушай, твои дети — не маленькие. Им нужны отношения с тобой, а не инструкции. Попробуй хотя бы день провести с ними без нотаций. Просто послушай, чем они живут. Будет сложно, но это надо. Поверь, твоя задача — не быть их учителем 24/7. Попробуй стать тем, к кому они могут прийти со своими мыслями, даже если ты не согласен с ними.
Сергей (сомневаясь): Но как это сделать? Что, если они начнут делать что-то не то?
Савелий (поднимает руку): О, всё, хватит! Ты опять про контроль. Попробуй доверить им хотя бы часть их жизни. Если накосячат — пусть сами исправляют. Да, это трудно, но так они учатся. Ты боишься, что если отпустишь поводок, они сорвутся? А вдруг наоборот — они, наконец, начнут доверять тебе?
Сергей: Никогда не думал об этом так...
Савелий (с улыбкой): Вот видишь? Всё не так страшно. Попробуй доверять им больше, чем себе. И посмотри, что получится. Может, они удивят тебя.
Итоги встречи
Савелий: Ну что, готов к эксперименту? Попробуй хотя бы неделю не быть «генералом» дома. Поговори с ними по-другому, без наставлений. Просто будь рядом. В следующий раз расскажешь, как они отреагировали.
Сергей (с осторожной улыбкой): Ладно, попробую. Может, действительно стоит пересмотреть свою тактику.
Савелий (с иронией): Ещё бы! И перестань себя жалеть. Не они тебя не понимают, а ты их. У тебя есть возможность это исправить.
Вывод
Провокативный подход Савелия помогает Сергею осознать, что его желание контролировать детей и постоянно учить их жизни отталкивает их и мешает строить нормальные отношения. Через иронию, юмор и преувеличение Савелий показал, как чрезмерное наставничество разрушает доверие в семье. Основной вывод — отношения с детьми должны строиться на диалоге и взаимном уважении, а не на постоянных указаниях и правилах.
Провокативная терапия часто выглядит дерзко и даже нагло, но её цель — заставить человека пересмотреть привычные способы поведения. В случае Сергея, этот подход помогает увидеть, что дети нуждаются не столько в указаниях, сколько в поддержке и внимании. Эксперимент с отказом от контроля может стать первым шагом к восстановлению доверия и понимания в семье.