Не верьте тем, кто говорит, что во дворик Филфака можно попасть с улицы или через какую-то тайную калитку! Проверено на себе. Сначала нужно записаться по телефону в самом университете, потом купить билет за 350 рублей. И на выбранный день, с паспортом подходить к главному входу. Там выпишут пропуск и вместе с экскурсоводом будете ходить. После экскурсии дают свободное время и можно гулять хоть до вечера.
Сначала нам показали портретную галерею ректоров, потом знаменитый коридор университета, длиной 270 метров. Говорят, самый длинный в мире! В коридоре портреты, статуи профессоров и выпускников, старинные книги. Изначально, по проекту Доменико Трезини из солнечной Италии, это была открытая галерея, но ... у нас то не Италия и ученым мужам холодно было бегать из одного корпуса 12 коллегий в другой и галерею сделали крытой.
Никто не угадал, что это за дырочки на книжных шкафах. А это "древние" следы от прикреплённых листочков с расписанием занятий и разных объявлений.
Спускаемся во двор. Сразу напротив - ректорский флигель.
Сначала в этом здании было питейное заведение купца Пушилова, а после передачи Университету здания 12 коллегий, дом выкупили и архитектор Аполлон Щедрин оформил его в том же стиле, что и здание коллегий. Известен дом тем. что здесь жил ректор - поэт Пётр Плетнёв, потом ботаник Андрей Бекетов, у которого здесь родился внук - Александр Блок.
Современные скульптуры не только во дворике Филфака, их много на территории Университета. Филфак оставлю на десерт.
Немного пройдя вперед, можно попасть в Гефсиманский садик - там группа скульптур с библейскими сюжетами. Листайте галерею.
А в этом доме учился и работал выпускник Университета Александр Попов.
Собственно, в нем же и была его радиомастерская, где он принял первую радиограмму. Да, не сильно издалека- около трехсот метров разделяли принимающую и передающую станции, но всё же!
Чуть дальше - памятник Осипу и Надежде Мандельштам
Во дворе главного здания СПбГУ в 2002 году установлен первый в России памятник кошке. Памятник подопытной кошке - в благодарность лабораторным кошкам за принесенную ими пользу людям.
Перед двориком филфака есть еще одна необычная локация. Это площадь Лабиринта с камнями и скульптурами.
Автор проекта хотел показать, что путь к знаниям сложен и извилист, но выход таки есть. Студенты считают, что пройдя лабиринт, можно просветлиться. Мне в голову упорно лезли ассоциации с кладбищем...
На самом деле, все эти камни присланы из разных университетов мира, на каждом табличка - откуда. В лабиринте 300 камней - он сделан к юбилею Санкт-Петербурга.
Вокруг площади - необычные скульптуры.
- Чего, например, только стоит "Нос к носу" - памятник гоголевскому носу, в шинели и модных туфлях.
- Подпоручик Киже
- Вавилонская башня техногенной эпохи.
Она состоит из кучи разных предметов: батареи, гаечные ключи, педали, велосипед. Деталей много, можно долго ходить вокруг и рассматривать.
- Единорог
Предполагалось, что это будет аналог почтового ящика, где студенты будут оставлять записки, но с нашей погодой и ветром это не очень актуально...
- Здесь же и памятник Александру II. При его изготовлении использовалась посмертная маска императора.
- Размышление: прошлое, настоящее и будущее.
Чрезвычайно метафорический памятник. При его изготовлении скульптор использовала застывшую лаву.
Итааак... Наконец-то проходим через арку... в ней такие таблички.
... и попадаем во Дворик филологического факультета СПбГУ.
Рассказываю о самых интересных скульптурах в этом дворике.
- Выставка современной скульптуры здесь началась с установки в 2002 году композиции "Размышления о Маленьком принце" Арсена Аветисяна.
На стопках книг сидит Арлекин (а может - филолог?) и погружается в размышления. А если приглядеться, то между книгами и Маленького принца найдете. А ещё эта скульптура напоминает ректору, что надо заботиться о тех, кого приручили (студентах).
- Броненосец Гоголя
"Литературу надо защищать" - подумали авторы композиции и сделали свой броневичок с девизом на флаге "За Гоголя".
- Памятник Анне Ахматовой.
- Улитка как символ "тише едешь - дальше будешь"
- Скамья советов. Присаживаетесь на нее и они тут как тут: с одной стороны ангел, с другой - бес. К кому прислушаться?
- Перекур. Это еще одна работа Арсена Аветисяна. Надо приглядеться повнимательнее, не сразу понятно, кто на ком сидит и в каком виде...
- Бегемотиха Тоня.
Конечно, о ней есть легенда. Жили-были... в 18 веке в Петербурге влюбленные, но родители девушки были против ее отношений с простым юношей. Что сделали влюбленные? Бросились с горя в Неву, но чудом оказавшийся в Неве бегемот их спас, парень и девушка спаслись, держась за уши бегемота. И теперь есть примета: кто хочет вступить в брак, должен потереть ухо (парни - левое, девушки - правое, или наоборот, не помню, потрогала оба, жду!).
- Факультетский козёл.
Когда скульптор имел в виду, что козел на Востоке- это лидер и вожак, но что-то пошло не так и не все поняли.
- Памятная доска Петербургской святой - Ксении Блаженной
После смерти мужа 26-летняя Ксения выбрала путь юродства, отдав дом знакомой и утверждая, что она умерла, а её супруг жив. Она носила его одежду, а позже — красную кофту с зелёной юбкой и изношенные башмаки, отказываясь от помощи. Ксения избегала подаяний, собирая мелочь, которую раздавала другим. Она проводила время, бродя по улицам Петербурга, иногда навещая знакомых для общения и обеда. Загадкой оставалось, где она ночует, пока за ней не проследили и выяснили, что Ксения спит в поле, молясь до рассвета и делая поклоны. Также она переносила кирпичи для строящегося храма на Смоленском кладбище. Ксения предсказала смерти императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича. Она провела в юродстве 45 лет и скончалась в начале XIX века, будучи похороненной на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
- Памятник Конфуцию. В основе памятника вписан иероглиф "мудрец".
- Гулливер
на каждой ладони по Гулливеру, должно быть 5, я насчитала 4
- Такса. Кто помнит, где еще я показывала скульптуру таксы? Правильно, Зеленогорск, где каждый год около нее устраивают парад такс.
Сразу узнала скульптора - это тот же Арсен Аветисян.
- Бродский вернулся.
Как известно, поэт был отправлен в принудительную эмиграцию и так и не вернулся на Родину.
- Фонтан любви
- Мадам Баттерфляй. Сделана Альбертом Аветисяном (отец Арсена).
- Трилистник Томаса Мура.
Томас Мур - великий ирландский поэт. Его стихи "Those evening Bells" с подзаголовком "Air: The bells of St.Petersburg" в 1827 году перевел Иван Козлов, Александр Алябьев сочинил музыку и получился романс "Вечерний звон". На памятнике лицо ирландского поэта и слова романса на русском и английском языках.
- На выходе из дворика на стене установлены солнечные часы "Мы навеки".
Они посвящены дружбе философского и восточного факультетов, в оформлении - их символы.
Приятной прогулки!
Интересно было бы сходить? Какая понравилась? Сравним впечатления)).