Найти тему

Сексизм в рассказах Джеймса Хэдли Чейза как отражение взаимоотношений мужчины и женщины в 20 веке.

Оглавление

Джеймс Хэдли Чейз
Джеймс Хэдли Чейз

Дисклеймер: Это лишь отдаленно можно назвать какой-либо исследовательской работой, так как я опираюсь на три рассказа одного автора. Ни в коем случае не стоит воспринимать написанное с той серьезностью, с какой звучит заголовок.

Вступление

Мне было тяжело дочитывать третью историю до конца. Они будто нарочно выстроены так, что в каждой следующей все больше проглядывает различие между мужчиной и женщиной. Все рассказы посвящены сильной личности — это не я придумал из головы, так сказано в предисловии. Возможно, из-за того что в центре повествования мужчина-личность, женщина отходит на задний план. Порой возникает ощущение, что женщина здесь не то чтобы даже животное, а вещь — без каких-либо чувств и права на мнение.

У меня такая книжка
У меня такая книжка

«Наперегонки со смертью»

В первой истории не происходит ничего примечательного, просто агент разведки США уничтожает банду, охотящуюся за государственными документами. В процессе ему и его напарникам дают форму СЮ-0-22 — ее ни разу до этого не применяли. Эта форма дает карт-бланш герою.

За время моей работы в ЦРУ с 1943 года, насколько мне было известно, эта так называемая форма «СЮ-0-22» не применялась ни разу…

«Если вам дорога жизнь»

Тут как раз все начинается. Для начала фабула, чтобы понимать обстановку: Чак, двадцати одного года от роду, путешествующий по стране и зарабатывающий понемногу там и сям, встречает семнадцатилетнюю Мег, которая устала жить с родителями в «затхлом мирке среднего класса». Они испытывают взаимную симпатию и Мег сбегает с Чаком. Вскоре они встречают Пока Тахоло — индейца с психическими проблемами, который подговаривает их участвовать в криминальных делишках. В итоге Чак умирает в автокатастрофе, Пок в перестрелке, а Мег разыскивает полиция.

Перейдем к проблемам.

Мег с замиранием сердца следила, как Чак беззаботно просаживал ее деньги… Парни посмотрели на Чака. Старший из них спросил:
— Ты что же своей бабе командовать позволяешь?
Чак прижал к лицу Мег широкую, короткопалую ладонь и как следует толкнул — Мег полетела вверх тормашками, ударилась о кочковатую землю да так, что едва дух не вышибло.

Эта цитата содержит все о чем я хочу сказать далее: мужчина использует женщину, мужчина не считается с ее мнением и не слышит женщину, мужчина использует свое физическое превосходство для установления власти. Дальше на каждый тезис я приведу еще по цитате.

Мужчина использует женщину:

— Где ты был? — спросила она.
Он скользнул под одеяло. Потянулся к ней.
— Где ты был? — повторила она, отпихиваясь от него. — Нечего меня жать! Ты даже не умылся, поросенок несчастный! Даже зубы не почистил!
— Подумаешь, — отозвался Чак и перевернул ее на спину.

Мужчина не считается с ее мнением и не слышит женщину:

— Поехали, — распорядился Чак, поднимая рюкзаки.
— Куда?
Он обернулся и свирепо глянул на нее.
— Когда ты научишься держать свой чертов язык за зубами? — рявкнул он.
— Что же мне и слова нельзя сказать? — вскинулась Мег, проявляя характер. — Нельзя спросить, куда мы едем? [сказала Мег]
— Ладно, кончай! [ответил Чак]
— А почему ты сам не поедешь? Зачем посылаешь меня? — внезапно охрипшим голосом спросила она.
Чак свирепо глянул на нее.
— Опять старые песни?
Она дернулась, как от удара.
— Нет… я все сделаю.
— Вот и умница.
[Здесь речь идет о деле, в котором можно попасться в руки полиции в два счета]

Мужчина использует свое физическое превосходство для установления власти:

…Я уезжаю! Ты оставайся с этим сумасшедшим индейцем, на здоровье! А я ничего не хочу знать… И ничего никому не скажу. Все, я уезжаю!
— Неужели?
Он сказал это таким тоном, что она застыла на месте. Чак вытащил свой нож с пружиной.

Кульминация этого балагана еще ужаснее. Мег признает силу и находит отношение к себе Чака верным. Возможно это уже мои домыслы, но она точно приняла философию Чака. Сначала она сбегает с ним, потому что он ей нравится, а в конце Мег ищет кавалера, чтобы им воспользоваться, как ей пользовался Чак.

Что ж, придется искать другого кавалера, который ее приоденет и подкормит. Такой найдется —всегда — пока ей не надоест под него укладываться.

Какая-то смешная картинка, лица потрясающе нарисованы
Какая-то смешная картинка, лица потрясающе нарисованы

«Он свое получит»

Если во втором рассказе затронуто лишь единичное столкновение полов, то здесь рассматривается влияние мужчины на всю жизнь женщины. Краткое содержание:

Глория Дейн за свою жизнь имела девять романов, все они заканчивались, когда мужчины теряли к ней интерес. Пиком ее жизни стало время с Беном Делани, бандитом, который еще сыграет роль в истории. Девятый, с которым она познакомилась недавно — Гарри Гриффин, пилот, которого уволили из авиакомпании за месяц до того, как он должен был перевезти ценный груз — алмазы на три миллиона долларов. Гарри решает похитить алмазы, Глория ему помогает (сказывается опыт отношений с Беном). Алмазы Гарри с Глорией планировали передать Бену, но Гарри его обманывает и пытается перепродать алмазы закупщику по вдвое сниженной цене, потому что покупатель дорожит прежде всего своей репутацией, ему очень нужны алмазы. План не прокатывает, покупатель забирает алмазы за бесплатно у Гарри. Теперь у Гарри и Глории остались одни проблемы из-за этой неудачной авантюры, ведь за ними охотится Борг — агент Бена. В это время Гарри знакомится с симпатичной молодой дочерью миллионера, они влюбляются и хотят пожениться через день после знакомства, Гарри хочет избавиться от Глории. Глория, узнав об этом, шантажирует Гарри и они остаются вместе на время. Гарри хочет избавиться от Глории уже самым отчаянным образом: он планирует ее убить. В итоге ее убивает Борг, но улики указывают на Гарри. Гарри убивает Борга, чтобы избавиться от улик, но полиция арестовывает Гарри и приговаривает к смерти. Кстати, дочь миллионера расстается с Гарри, когда понимает, что тот что-то скрывает от нее.

Коротко говоря, мужчины любят девушек за внешку, а девушки мужчину просто так.
Длинно говоря, когда Бен встречается с Глорией для обсуждения алмазного дела, он жалеет, что впустил ее, потому что ему неприятно видеть ее теперь некрасивой, неприятно знать что он был с такой женщиной видимо.

Стоило Бену увидеть ее, как он тут же пожалел о своем порыве. Неужели эта бледная, усталая, немолодая женщина — та самая Глория? Его Глория? Быть не может!

Когда Гарри впервые видит дочь миллионера, а потом смотрит на Глорию, он думает это:

…и теперь с особой ясностью отметил, какое бледное, изможденное и непривлекательное у нее лицо. Он нахмурился.

Ну ладно, оставим на секундочку мужчин и оценим поступки Глории. Она помогает Гарри во многом, во время столкновения с полицией спасает ситуацию она. Вообще она более хладнокровная и частенько Гарри не знает что делать, а Глория находит выход. Будет лицемерно с моей стороны не заметить, что однажды Гарри все-таки восхищается ее смелостью. Но как только она допускает промашку, то сразу виновата только Глория, ведь она не сказала надеть ему перчатки, чтобы не оставить отпечатков. Ну ладно бы он слепо следовал ее плану — тогда обвинение было бы уместно, но он на ходу меняет план, оставляет алмазы себе, а не отдает их Бену, из-за этого они оба, Гарри и Глория, попадают в передрягу. И она его не бросает, остается с ним. Когда же Глория узнает, что Борг охотится за ними, то спешит к Гарри предупредить его. Как только они встречаются, еще толком не поняв сообщение Глории, Гарри тут же обвиняет ее, что она навела Борга на его след. Это маленькая деталь указывает, что беспокоится Гарри только за свою шкуру в отличие от Глории. Апогеем его эгоизма становится сцена в аэропорту, когда они знают, что Борг притаился где-то рядом и может застрелить их.

Все его старые страхи вернулись к нему. — Послушай, Глория, тебя он не тронет. Может, прикроешь меня? Я пойду сзади, прямо следом за ней, а ты — сразу за мной. Ну что, согласна?
Даже это не поколебало ее любви к нему.
— Да, да, конечно, Гарри.
— Уверен, тебе он ничего не сделает, — сказал Гарри, чувствуя, как кровь бросилась ему в лицо от этих ее покорных слов. Он понимал, что ведет себя, как последний трус и подлец, ему было бы легче, если бы она возмутилась. — Ты ведь не боишься, а? Не станет же он стрелять в тебя.
— Я не боюсь.

Вернемся к внешности. Понятно, что Глория измождена волнениями и постоянной беготней. Это отражается на ее внешности, но Гарри вместо сочувствия и благодарности испытывает что-то другое.

Рядом спала Глория. Он искоса взглянул на нее и сердито нахмурился. Спала она беспокойно — брови подергивались, руки сжимались в кулаки и неустанно двигались по одеялу. Ему стало неприятно смотреть на ее усталое измученное лицо и эти подергивания, и он отвернулся.

Я закончу на этом обсуждение каждого рассказа в отдельности и перейду к общим деталям.

Общее

  1. Детка, крошка, бэйби. Именно так называют женщин в рассказе 70% времени. Вы скажете: «— Ты уже начинаешь высасывать из пальца, вообще фигню написал, иди лучше займись делом». Возможно. Возможно вы говорите так, потому что не представляете, НАСКОЛЬКО часто это встречается. Отношение к женщинам тут не как к равным, это выражено даже в выборе покровительственных слов.
  2. Второстепенность темы. Взаимоотношения здесь стоят не на первом месте, это будто бы контекст происходящего. Меня это пугает, создается ощущение, что подобная атмосфера царила во времена написания этих историй, меня пугает будничность происходящего между женщиной и мужчиной. Нигде я не нашел [поправка: нашел-таки, вот здесь комментарий, внизу статьи скриншот], чтобы кто-то кроме меня обратил внимание на вот это вот все.
  3. Герои — круглые дураки. И это настораживает. Они идут на убийство ради 2000 долларов, ради 50000 долларов, хотят связать свою жизнь браком с первым встречным. Это единственный мощный аргумент против всей моей теории. Чейз написал про идиотов, а стоит ли ждать адекватного поведения от таковых? Вот совсем коротенький монолог Глории вместо заключения, выражающий глупость и одногранность персонажей (и не только!)

Вместо заключения

— Вот уже много лет, — заговорила Глория тихим, дрожащим голосом — я веду себя, как слабохарактерная дура и тряпка. Я пыталась найти счастье, отдавая свою любовь мужчинам. В моей жизни их было несколько. Я делала все возможное и невозможное, чтобы удержать их любовь, но рано или поздно надоедала им и они меня бросали. Наверное, во всем этом была виновата я сама. Наверное, так получалось потому, что я никогда не считалась со своими интересами. Я делала все возможное, чтобы осчастливить их, всегда ставила их интересы на первое место, а себя — на последнее. Теперь я понимаю, какая это страшная ошибка. Они меня презирали. Они считали меня слабохарактерной дурой, которую можно подобрать и бросить, когда заблагорассудится. И вот я повстречала тебя. Я не думала, что это продлится долго. Все время ждала, что ты бросишь меня, как это делали другие. Но тут ты рассказал мне о своем плане ограбления. И я стала думать, я поверила, что ты намерен остаться со мной… Я считала: после того, что я сделала для тебя, после того, как ходила к Бену и выслушивала его оскорбления, после того, как помогла тебе превратиться в Гарри Грина, я заслужила хотя бы благодарность. Заслужила, чтобы со мной хотя бы считались. Когда ты сказал, что убил человека и что тебе грозит электрический стул, я, ни секунды не колеблясь, осталась с тобой. Я считала, что мы с тобой — одно целое. И что бы ты ни сделал, какое бы преступление ни совершил, я не считала возможным бросить тебя… И вот появилась эта блондинка. В ту же секунду, когда я заметила, как ты на нее смотришь, поняла, что ты плевать на меня хотел. Ты взял у меня все, что можно, и теперь решил меня бросить. Ты оставил меня одну на целый день, даже не подумав о том, как мне больно. Я достаточно хорошо изучила тебя и знаю, что положиться на тебя нельзя. Но я устала. А когда человек устает, он начинает по-иному смотреть на вещи. И знаешь, мне вдруг пришло в голову, Гарри, что теперь, впервые в жизни, я могу диктовать мужчине свои условия. Я поняла, что ты — первый мужчина, который против меня бессилен, и ничего ты тут не поделаешь. Это очень непривычное и приятное для меня ощущение, Гарри. Ты на крючке, и сколько бы ни дергался, тебе с него не соскочить. Так было со мной в течение последних десяти лет. Теперь твоя очередь, и мне нравится сидеть и смотреть, как ты дергаешься, Гарри… Ты обещал жениться на мне. Я не против. Я знаю, брак этот будет не Бог весть что, но он даст мне чувство уверенности, безопасности. То, чего я была лишена прежде и о чем мечтала… Ты обокрал Бена на пятьдесят тысяч. Я собираюсь стать твоим партнером. И требую из этой суммы половину — двадцать пять тысяч. Могла бы потребовать и больше, ты мне не откажешь, но это, пожалуй, будет нечестно. Я хочу половину и буду ее иметь. Вот мои условия. Я бы их не ставила, веди ты себя благородно по отношению ко мне. Мы могли бы быть счастливы вместе. Поехать в Лондон, Париж и Рим, как ты обещал. Теперь мы будем работать вместе, как равноправные партнеры. А своей девчонке Грейнор скажешь, что ты вместе со своей женой решил следующее: денег для начала у нас хватит, и тебе не нужны ни ее деньги, ни любовь, ни ее влиятельный папаша. Мне кажется, из тебя еще можно сделать человека, Гарри. Ты эгоистичен, зол и довольно глуп, но я думаю, тебя можно перевоспитать. Ты будешь делать то, что тебе говорят. А если не будешь, я выдам тебя полиции. Это не угроза, это — обещание.

На этом тема завершена, но я еще не закончил. Теперь перейдем к жизни и в голове представим что происходит сейчас. Ситуация, слава богу, далека от описанного в книге. Самое главное — видеть в каждом в первую очередь человека и относится по-человечески. Выскажу свои взгляды на какие-то обыденные ежедневные случаи:

  • Помогать с сумками надо физически более слабым людям
  • Открывает и придерживает дверь первый идущий, если это конечно не самый сильный, у которого в каждой руке по сумке
  • Уступать место в общественном транспорте надо мне

А теперь думайте что я имел в виду в третьем случае.

Грустно, что я не первый, хорошо, что не единственный
Грустно, что я не первый, хорошо, что не единственный