- Восемнадцать лет назад супруги Елена и Валерий Сальниковы открыли в Сызрани свою первую торговую точку. Сегодня у Сальниковых два крупных магазина свето-и электротехники. В год совершеннолетия своего бизнеса Елена и Валерий рассказали, как безграничная любовь к своему делу помогает не только успеху в бизнесе, но и развитию не менее важного совместного проекта под названием "семья".
- Начинали с пяти "квадратов"
- Две команды – мужская и женская
Восемнадцать лет назад супруги Елена и Валерий Сальниковы открыли в Сызрани свою первую торговую точку. Сегодня у Сальниковых два крупных магазина свето-и электротехники. В год совершеннолетия своего бизнеса Елена и Валерий рассказали, как безграничная любовь к своему делу помогает не только успеху в бизнесе, но и развитию не менее важного совместного проекта под названием "семья".
Начинали с пяти "квадратов"
Открыть собственное дело супруги решили в 2006 году. Валерию тогда предстояло увольнение из Вооруженных сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями. Нужно было думать, что делать дальше.
– Подруга семьи предложила нам заняться продажей свето- и электротехнического оборудования. Специализированных магазинов электротехники в Сызрани на тот момент почти не было. Мы посоветовались с супругой, идея нам понравилась, направление показалось интересным, – вспоминает Валерий.
Название для торговой точки выбрали простое, но яркое – "Просвет". Распределили обязанности: Валерий взял на себя техническую часть, а Елена –юридические вопросы и бухгалтерию.
Первыми торговыми точками Сальниковых стали стеклянные витрины-кубы в пять квадратных метров в торговом центре. Небольшая площадь диктовала свой ассортимент. Всего было понемногу – настольные светильники, выключатели, розетки.
Вспоминая первые годы работы, Елена признаётся: многого не знали, поэтому успели "набить шишек". Приходилось с нуля учиться "чувствовать рынок", выбирать удачное расположение торговой точки, осваивать бухучет и маркетинг, мотивировать сотрудников, быть на одной волне с покупателями.
– Но ни разу не было мысли бросить начатое. Помнили, что "под лежачий камень вода не течет", делали выводы и двигались дальше. Наверное, именно тогда мы оба поняли: в семейном бизнесе обязательно должны быть любовь и терпение. Когда знаешь, что тебя поддерживают и тебе есть на кого положиться – это очень мотивирует.
Две команды – мужская и женская
Шаг за шагом семейный бизнес рос, успешно маневрируя даже в условиях экономического кризиса 2008 года и антироссийских санкций. Расширялись торговые площади: с пяти "квадратов" – до двадцати. Затем – до сорока, потом - до семидесяти. Сейчас в Сызрани работают два магазина "Просвет" площадью в 100 квадратных метров на улице Энгельса и 150 "квадратов" на улице Интернациональной, в историческом центре города.
Каждый из супругов отвечает за свой магазин, стиль работы и подход немного отличаются. Коллективы сложились тоже разные – чисто мужской и сугубо женский. Торговой точкой на Энгельса заведует Валерий. В его команде – Наиль Хаиров, который вместе с Валерием формирует ассортимент, и продавец Андрей Калашников.
В магазине на Интернациональной – своя атмосфера. В команде Елены – Наталья Красильникова, Юлия Яикова и Валентина Чудинова.
– Мы, девочки, больше внимания уделяем красоте и уюту торгового зала, чтобы покупатель чувствовал себя как дома, – рассказывает Елена, - Но нам требуется больше времени, чтобы разобраться с технически сложным товаром. Например, когда впервые в наш магазин завезли тёплые полы, мы втроём изучали все нюансы, штудировали сайты, консультировались с сильной половиной "Просвета".
От розетки до фитолампы
Сальниковы с улыбкой вспоминают время, когда все товары помещались на одной витрине. Сейчас в их магазинах представлен большой ассортимент розеток и выключателей, светотехники, изделий для электромонтажа, климатической техники и других товаров. Поэтому сюда приходят не только те, кто выбирает продукцию для своего дома, но и профессиональные монтажники и электрики.
– Супермаркеты, конечно, наступают специализированной рознице на пятки, предлагают скидки и акции, которые мы не всегда можем себе позволить. Но у нас есть убедительное преимущество – мы гораздо ближе к покупателям, – отмечает Елена. – Формируя ассортимент, мы прежде всего разговариваем с людьми: "Чего не хватает на наших полках?". За какими товарами приходится ездить на другой конец Сызрани или в соседние города?". Например, магазин на улице Интернациональной находится в частном секторе, поэтому у нас на полках много хозтоваров. Сейчас развиваем новое направление - сантехника.
Есть контакт
С компанией "Энергомикс" Сальниковы сотрудничают 16 лет.
– До этого был не всегда удачный опыт взаимодействия с разными поставщиками. Как-то один менеджер пришёл не с деловым предложением, а со словами: "Распишитесь, что я у вас был, и поеду дальше!", - вспоминает Валерий.
– Но с Сергеем Самсоновым, торговым представителем "Энергомикса", мы сразу нашли контакт. Расположила его отзывчивость, компетентность и такое отношение к нам, как к VIP-клиентам. Сергей всегда на связи, готов сориентировать по ассортименту, рассказать о новинках, разъяснить непонятные для нас моменты.
- У вас большой ассортимент, сайт для заказов с понятным интерфейсом и удобной поисковой системой, – делится Елена. – Также нам очень нравится участвовать в ваших семинарах-выставках "Рост без границ", где можно увидеть много новинок, напрямую пообщаться с производителями. После таких встреч возвращаешься не только с солидным багажом информации, но и с таким зарядом энергии, что хочется горы сворачивать!
Надёжный тыл на работе и дома
А ещё, как и 18 лет назад, сворачивать горы супругам помогает взаимная поддержка. После трудового дня Сергей и Елена продолжают обсуждать рабочие ситуации, советуются, делятся идеями по дальнейшему развитию бизнеса. Оба признаются, что о работе могут говорить часами, поэтому стараются чаще отвлекаться: вместе ездят на дачу, рыбачат, плавают в бассейне, катаются на лыжах, играют в волейбол.
Елена и Валерий мечтают приобрести коммерческую недвижимость, сейчас их магазины работают на арендованных площадях. В ближайших планах – расширить ассортимент, наладив через "Энергомикс" поставки понравившихся белорусских электротоваров.
Старший сын, который сейчас служит Родине, так вдохновился примером родителей, что в перспективе подумывает тоже открыть своё дело. А вот дочка – ей сейчас 14 лет – пока с будущей профессией не определилась. Родители не исключают, что это тоже будет сфера торговли.
– Семейный бизнес – это и счастье, и двойная ответственность: за семью, которую вы вдвоём обеспечиваете, и за коллектив. Если не боитесь брать ответственность на себя, не перекладываете решения и действия друг на друга – это и есть правильный путь к успеху.