Найти тему
Ритм Евразии

Биолаборатории Запада: из Кыргызстана в Казахстан?

На имя президента Кыргызстана Садыра Жапарова и председателя кабмина Акылбека Жапарова представителями общественных объединений и экспертного сообщества страны направлено обращение с инициативой денонсировать соглашение по строительству биолаборатории в Бишкеке, подписанное с Канадой в 2008 году тогдашним главой государства Курманбеком Бакиевым. По весьма справедливой оценке гражданских активистов, положения этого соглашения создают для страны серьёзные риски, связанные с обеспечением биологической безопасности государства, а также с исполнением многосторонних международных обязательств КР в данной сфере.

Напомним, что еще в далеком 2011 году общественные и политические деятели выражали свой протест по поводу строительства в Кыргызстане биолаборатории стандарта BSL-3 с участием Канады, поскольку оно противоречит интересам национальной безопасности и препятствует выполнению КР международных обязательств. В результате исполнение пунктов соглашения было приостановлено, но при этом документ не был денонсирован ни кыргызской, ни канадской сторонами.

К необходимости активных действий авторитетные эксперты пришли летом этого года в ходе круглого стола «Приоритетные задачи Кыргызстана в обеспечении региональной биобезопасности», о котором подробно рассказывал «Ритм Евразии».

В процессе обсуждения заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций Нурболот Усенбаев отметил, что любую деятельность по исследованию биоагентов Кыргызстан будет проводить исключительно в рамках закона, а также в рамках договоренностей об обеспечении биобезопасности между Бишкеком и Москвой, где есть пункт, согласно которому КР не может предоставлять территорию своих лабораторий для военных объектов третьих стран.

Также специалист обратил особое внимание на то, что при Организации Договора о коллективной безопасности существует координационный совет по биобезопасности, о чем далее подробнее говорил сотрудник пресс-службы Центрального военного округа при 999-й объединённой российской авиабазе Кант Александр Кузнецов. Так, в рамках взаимодействия по линии ОДКБ организовано совместное обучение специалистов радиационной, химической и биологической защиты всех стран–участниц, в том числе Кыргызстана на базе института РХБЗ в Костроме, а также планируется подготовка специалистов–эпидемиологов Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге.

В итоге участники круглого стола пришли к единодушному мнению о необходимости добиться того, чтобы соглашение с Канадой было признано недействительным. Это тем более необходимо, что оно содержит пункт, согласно которому в Кыргызстан могут завозиться различные опасные штаммы якобы для их исследований в мирных целях. Понятное дело, что эти патогены будут использоваться для решения совсем иных задач, в том числе для изготовления биологического оружия, которое будет направлено против самих же кыргызстанцев.

Кстати, в настоящий момент подобный тезис подтверждается и тем, что закадычными друзьями канадцев  – американцами проводятся исследования, связанные с вирусом сибирской язвы. Как известно, в 2022 году Минздрав США щедро выделил 250 тыс. долларов на изучение опасного патогена «сибирской язвы». Было заявлено, что исследования будут проводить на базе областной больницы в городе Оше. Кроме того, в 2021 году при содействии ВОЗ и запрещённого в России USAID*, любителя «расшатать» ситуацию в государствах постсоветского пространства, в Бишкеке открылся операционный центр по чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения, в рамках которого проплачиваются поездки кыргызских экспертов на биологические объекты за рубежом (центр Лугара в Грузии и пгт. Гвардейский в Казахстане). Параллельно с этим обсуждается создание в Нарынской области референс-лаборатории, материально-техническое оснащение которой может быть осуществлено за счет CDC или USAID.

И хотя США заявляют местному социуму о том, что их работа заключается исключительно в противодействии распространению опасных инфекций, кыргызстанцы не так наивны, как кажется. Поэтому в данный момент они и поднимают сильнейшую протестную волну негодования, вследствие чего США приходится переносить все свои биообъекты в соседний Казахстан. И теперь уже перед ним, Казахстаном, вырисовывается опасная перспектива превратиться в экспериментальный полигон по производству бактериологического, биологического и генетического оружия массового поражения.

У Вашингтона по-прежнему на повестке дня создание в поселке Гвардейский Кордайского района Жамбылской области в 2025 году лаборатории уровня BSL-4, позволяющей работать с наиболее опасными патогенами, то есть вирусами и бактериями, от которых либо нет защиты, либо она очень условна. Попросту говоря, такой же лаборатории, как трагически известная лаборатория в китайском городе Ухане, распространившая, как утверждают, COVID-19.

К слову, в 2016 году Вашингтон вложил около 160 млн долларов, открыв центральную референс–лабораторию при национальном научном центре особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева Министерства здравоохранения Казахстана. Как отмечает российский эксперт Никита Мендкович, львиная доля разработок данной лаборатории связана со сбором и вывозом в США материалов биологических исследований, которые велись на территории Центральной Азии в советский период, а также с провоцированием контролируемых вспышек заболеваний, преимущественно направленных на диких и домашних животных. После определённых опытов в дикую природу Казахстана выпускают инфицированных животных и смотрят, что из этого выходит. Учёные отслеживают, насколько быстро болезнь передается, каковы иммунитет к определенным штаммам и перспективы распространения заболевания.

Собственно, неудивительно, что в начале сентября с. г. в некоторых регионах Казахстана экстренно объявили о карантине и введении запрета на ввоз и вывоз животных и животноводческой продукции в связи с подозрениями на сибирскую язву из-за участия селян в забое больных животных. Более того, на начало 2024 года в Казахстане была зафиксирована самая крупная вспышка кори за последние 10 лет: на конец 2023 года отмечено 29,6 тыс. случаев кори, из них 80% приходится на детей до 14 лет, с 1 января 2024 года – 1,7 тыс. случаев.

Здесь явно не обошлось без США, которые стараются перенести в Казахстан все свои украинские лаборатории, создающие биооружие по геноциду народов бывшего СССР. Недаром в рамках VI Казахстанского круглого стола по глобальным инвестициям с участием премьер-министра РК Алихана Смаилова с компанией Pfizer была достигнута договоренность о налаживании в стране производства инновационной пневмококковой вакцины Prevenar 20.

Помнится, в марте прошлого года специалисты РХБЗ Минобороны России связали исследования компании Pfizer с разработкой биологического оружия, используемого в военных целях. Да и сама компания признала, что ведет исследования «направленной эволюции» для получения прибыли и конкурентных преимуществ. Видимо, поэтому к моменту появления коммерчески доступных препаратов стало понятно, что многие могут вызывать осложнения и сопутствующие заболевания, включая менингит, также пациенты могут получить анафилактический шок, острый инфаркт миокарда и инсульт.

Между прочим, в начале сентября издание The Sunday Times сообщило о том, что война на Украине выявила мутировавшие супербактерии, особенностью которых является способность противостоять антибиотикам, а в рядах ВСУ были обнаружены фактически мутанты. Например, медики из лондонской больницы Святого Георгия нашли устойчивые к антибиотикам бактерии в поврежденной ноге военного ВСУ, привезенного в страну для лечения. Ожидаемого эффекта это не дало, и конечность пришлось ампутировать. Показательно, что до этого военный прошёл через четыре украинские больницы, прежде чем его доставили в Великобританию.

Вывод один: в вопросе преодоления такого рода инициируемых Вашингтоном биоугроз остаётся уповать только на ОДКБ, в рамках которой создается система защиты от военно-биологической деятельности США. За эффективностью работы системы защиты будет наблюдать Комитет по биологической безопасности и единой службе радиационной, химической и биологической защиты ОДКБ, проект по созданию которого будет принят в IV квартале текущего года.

МАСАЛИЕВ Рустам