Найти тему
Русская армия. История.

Как советский воин сорвал с женщины в Афганистане паранджу. Что он увидел

Афганец и советский солдат. Фото Андрей Соломонов Фотокорреспондент Агентства печати "Новости"(АПН)
Афганец и советский солдат. Фото Андрей Соломонов Фотокорреспондент Агентства печати "Новости"(АПН)

Не является большим секретом, что у восточных народов свои традиции, которые сильно отличаются от европейских. Особое место в этих традициях занимает место женщины. Причем в одной и той же стране могут соседствовать архаичные патриархальные ценности и вполне себе прогрессивные и современные. Взять, например, Афганистан того периода, когда там находился Ограниченный контингент советских войск.

На фотографиях Кабула 1979-1989 года можно увидеть, как молодых красивых афганских студенток в платьях выше колен, так и закутанных в паранджу женщин у которых не видно ни лица, ни уж тем более ног. Понятное дело, что советские солдаты, помимо всего прочего, боролись в Афганистане за право женщин работать, учиться и чувствовать себя полноценными членами общества.

Но на самом деле демократические преобразования в Афганистане начались задолго до ввода советских войск. Король Аманулла Хан в 1919 году начал продвигать свободу женщин в общественной сфере, женское образование, западный стиль одежды. Он же отменил выкуп за невесту, принудительные и детские браки. Все это очень не нравилось сельскому населению, что привело к прекращению правления короля. А его преемник Амануллы-хана вернул чадру, вновь разрешил многоженство, закрыл женские школы и усилил пурду - морально этический кодекс.

Девушки в мини-юбках. Кабул, 1972 год
Девушки в мини-юбках. Кабул, 1972 год

Впрочем, после правления Амануллы вновь подул ветер перемен. С 1931 года женщинам разрешили посещать занятия в женской больнице Мастурат в Кабуле, многие школы для девочек снова были открыты. Ну а после Второй мировой войны супруга последнего короля Афганистана создала Ассоциацию благосостояния женщин, которая открывала новые школы для девочек и профессионально-технические курсы для женщин.

С 1953 по 1963 приветствовались женщины на государственных должностях. На местных телеканалах все чаще появлялись женщины без чадры. После конфликта с духовенством премьер-министр и вовсе заявил, что женщины-члены королевской семьи больше не будут носить чадру. Этот пример подхватили многие женщины столицы. Другое дело, что за пределами больших городов все эти реформы прошли практически незамеченными. Сельское население активно сопротивлялось им.

Афганская деревня вела глубоко патриархальный образ жизни. Дом разделялся на мужскую и женскую половину и мужчина не имел права заходить на женскую территорию. Многие женщины не получали образования и были ограничены в правах. И это несмотря на то, что в 1973 покрытие было объявлено "добровольным вариантом" и любая женщина официально могла получать образование, вступать в политические партии и работать.

Советские солдаты в Афганистане
Советские солдаты в Афганистане

Но война вносила свои коррективы в образ жизни как сельского, так и городского населения. Советские воины просто вынуждены были считаться с обычаями и нравами местного населения. Этими нравами порой пользовались душманы, чтобы обмануть советских солдат. Хотя это не всегда получалось.

Однажды бойцы 177-й полка 108-й дивизии ворвались в кишлак Самида у перевала Саланг. Двое бойцов были ранены. В самом кишлаке тишина. Четверо бойцов направились прочесывать местность. В прикрытии остались еще двое. Два этих солдата зашли в один дом. Внутри полно народу, женщины и дети. Женщины в паранджах.

Один из солдат, звали его Игорь Фаталиев, почувствовал, что что-то здесь не так.

Подозрительным показалось. Подошел Игорь ближе, сорвал с одной из них покрывало, а под ним мужик бородатый с автоматом. Он не ожидал быстрого разоблачения, вот и не выстрелил. Разоружили банду. (Источник: Ставропольская правда. "Воспоминания ветеранов-афганцев о проведенных боях")
Захваченные моджахеды
Захваченные моджахеды

На этом история не закончилась. Совсем скоро появились еще мужчины. Один из них схватил вилы и бросился на Игоря. Но парню повезло, второй боец Чичинаев вовремя среагировал и нажал на спуск. Мужчина с вилами повалился на землю. Больше желающих нападать не нашлось.

Нужно отметить, что подобные случаи были не единичными. Мы уже писали о том, "Что сделал русский командир с моджахедом, который спрятался на женской половине в доме". Так что чадра и "традиционные ценности" часто играли на руку моджахедам.

Афганская война давно закончилась для советских солдат. Афганистан же, продолжает оставаться неспокойным регионом. Но, несмотря на это, у афганцев и русских нет никаких претензий друг к другу. Многие бывшие моджахеды даже с уважением вспоминают бывших врагов. Говорят, что американцы ни в какое сравнение не шли с советскими воинами.

"Русские были настоящими солдатами, а американцы — трусы. Зря мы с вами воевали. Шурави здесь много построили, американцы же ничего не делают...
Вот встает русский солдат во весь рост, идет прямо на тебя и стреляет в упор. Вот это воин! И добрые, доверчивые… Десять лет вы здесь были. А потом ушли и не оглянулись. И не вспоминаете о той земле, где ступал сапог вашего солдата. Мы так и не поняли друг друга"
(Источник: РуБалтик. Из воспоминаний бывшего моджахеда, а затем сержанта афганской армии Сардарули и Директора Дома афганской печати Зия Бумии)

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.