Вчера Мединский предложил уменьшить срок обучения в школах и вузах, чтобы побыстрее поставлять специалистов для рынка труда.
Суть предложения состоит в том, что 11 лет школьного обучения тов. Мединский считает "непозволительной роскошью". Он предлагает сократить этот срок и начинать профессиональную подготовку раньше, что, по его мнению, повысит конкурентоспособность выпускников. Также, по его мнению, пяти-шестилетнее высшее образование вскоре должно уйти в прошлое, заменившись на более краткосрочные программы, которые позволят быстрее выйти на рынок труда, а через 10 лет — переучиваться, чтобы не потерять актуальность на рынке.
Таким образом, специализация маленьких человечков должна быть определена ещё в школе, подготовка должна проводиться без "лишних" предметов и в быстром темпе, а в вузе должен вытачиваться специалист не за 5 лет, а за 3-4 года. Как? А, например, тоже убрать лишние предметы и оставить только те, что пригодятся в работе. Инженерам не нужна философия, а юристам - информатика. Вот и убрать, оставить только то, что непосредственно пригодится на работе. И в путь, к станку (к компу, к пациентам, в суды и т.д.)
Обсудив идею, эксперты и педагоги дружно засомневались: а пойдёт ли эта реформа на благо экономики, а главное - что будет с детьми и образованием? Они подчеркивают, что школа — это не только источник знаний (не смеяться!), но и важный этап социализации и взросления.
Например, профессор Марина Воронова отмечает, что сокращение школьного времени может негативно сказаться на психофизиологическом развитии детей и молодежи. В 14-15 лет подростки ещё не могут сознательно выбрать свой профессиональный путь, и для обучения в вузе или сузе ещё не готовы именно психологически.
Поэтому сокращать сроки обучения в школах ещё рановато: возможно, программу они и освоят как пятилетку за три года, а вот психика ещё не дозрела.
Для справки:
Степень зрелости потенциальных специалистов, которых предлагают пораньше выгнать к станкам или профучёбе, можно оценить по последним новостям о подростках:
- один 13-летний прыгает из окна школы (2 этаж), чтобы произвести впечатление на одноклассников;
- другой 13-летний кидается с молотком на одноклассников, начитавшись "заданий" в соцсетях;
- ещё одна 13-летняя рожает ребёнка, дожидается суда над его 16-летним отцом, чтобы зажить наконец-то долго и счастливо, и возмущается, что школа попросила перейти на семейное обучение;
- ещё один 15-летний обиделся на отказ девушки "возлечь" с ним, проломил ей голову и попытался поджечь;
- ещё двое 16-летних поджигают вертолёт в ожидании 20 000 $ за этот подвиг от "честных заказчиков" в соцсетях.
Но при этом:
- статистика показывает, что школьники старших классов всё чаще предпочитают провести каникулы, подрабатывая. А некоторые работают и во время учебных месяцев, освобождая по несколько часов в неделю;
- всё чаще школьники начинают свой микро-бизнес в интернете и добиваются доходов, сравнимых с ежемесячной зарплатой взрослого человека;
- увеличилось количество учеников, заканчивающих учёбу экстерном и поступающих в вузы и сузы на год-два раньше (и нет, это не только Алиса, есть и более адекватные примеры).
- в целом подростки стали раньше задумываться о том, "кем быть" и пытаются изучать выбранную сферу онлайн ещё до того, как закончат школу.
Критики идеи также подчеркивают, что в развитых странах нет тенденции к сокращению сроков образования, а, скорее, наоборот. В школах учатся и 12 и даже 13 лет, есть возможность индивидуализации программы обучения под конкретного ученика, есть профильные классы в рамках школьного обучения, и многоступенчатая система профессионального образования.
Сложно ожидать, что ускоренные темпы обучения в школе и колледже или вузе дадут нам ватагу качественных специалистов. Да, рынок труда будет насыщен потенциальными работниками, но какова будет их подготовка и психоэмоциональная зрелость?
При этом многие отмечают, что убрать в школе 11 класс, может быть, и стоит. Это "год повторения материала" и год подготовки к ЕГЭ, где главную роль уже играет не школа, а репетиторы. Адаптировав образовательные программы к вопросам итоговых аттестаций, можно было бы обойтись и без репетиторов и без 11 класса.
В общем, великие умы планируют, как бы быстрее начать получать пользу от детей в экономическом плане. А вы как думаете, не слишком ли долго дети являются детьми?