Найти тему

Гастроли Чайковского в Харькове. 1893 год.

Приезд Петра Ильича Чайковского стал настоящим праздником для жителей города. Композитор давно обещал дирижировать в местном отделении Русского музыкального общества, которому покровительствовал и старался помочь.

Все с волнением ждали 14 марта, день концерта в Дворянском собрании. Зал и сцена были украшены живыми цветами. В программу грандиозного концерта, полностью состоявшую из произведений композитора, входили: Фантазия "Буря", Концерт для скрипки с оркестром, ариозо Лизы из "Пиковой дамы", Вторая симфония, романсы "Ни слова, о друг мой", "Средь шумного бала" и "О дитя, под окошком твоим", Торжественная увертюра "1812 год".

П. И. Чайковский во время гастролей в Харькове.14 марта 1893 г.
П. И. Чайковский во время гастролей в Харькове.14 марта 1893 г.

По воспоминаниям участника концерта, он начался необычно:

"Петр Ильич во фраке с белым галстуком вошел на эстраду незаметно, скромно и стал пробираться к своему месту. [...] Публика зааплодировала, кричала "ура, браво, привет великому композитору, привет нашему гостю", и все аплодировали и аплодировали.
Оркестр, стоя, и хор исполнили "Славу" из первого акта оперы "Мазепа". Приветствия публики не прекратились после "Славы" и весь зал и эстрада — все было обращено к Петру Ильичу, который стоял около дирижерского пульта, немного бледный, опираясь рукой на стул, и смотрел прямо перед собой. Несколько раз он поклонился, и это вызвало еще большее приветствие. Наконец, он поднялся на подмостки своего пульта, в зале стало тише, мы приготовились уже начинать играть, но оказалось, что до начала концерта еще далеко. Вдруг на эстраду поднялся член музыкального общества Велитченко и прочел адрес Петру Ильичу от имени дирекции музыкального общества. Адрес этот публика, оркестр и хор выслушали стоя. [...] Приветствия и овации продолжались в течение всего концерта и достигли наибольшей силы по окончании увертюры "1812 год".
Список лиц, игравших в оркестре симфонического оркестра Харьковского отделения ИРМО в зале Дворянского собрания под управлением П. И. Чайковского. Вложен в бювар П.И. Чайковского. 1893 г.
Список лиц, игравших в оркестре симфонического оркестра Харьковского отделения ИРМО в зале Дворянского собрания под управлением П. И. Чайковского. Вложен в бювар П.И. Чайковского. 1893 г.

Наследующий день газета "Южный край" сообщала:

"... дорогому нашему гостю были поднесены: адрес от дирекции местного отделения Музыкального Общества, венок от него же, роскошный серебряный венок от "почитателей", серебряный венок от Харьковской оперы...".

Эти два серебряных венка также сохранились в коллекции музея.

Серебряный венок. Мастерская Н. Д. Яничкина
Серебряный венок. Мастерская Н. Д. Яничкина

Один из них выполнен в петербургской мастерской Н. Д. Яничкина в виде композиции из двух венков — маленького и большого, образованных из дубовых и лавровых ветвей и скрепленных лентой с выгравированной надписью: "П. И. Чайковскому от почитателей в воспоминание концерта 14 марта 1893 г. Харьков".

На ленте второго серебряного венка, меньшего по размеру, выгравировано:

"Многоуважаемому П. И. Чайковскому от Артистов Харьковск[ой] Русск[ой] Оперы. 14 марта 1893 г"

а на листьях лавровых веток можно прочитать фамилии дарителей: "Картавовъ", "Тамаровъ", "Зеленый", "Штрейхеръ", "Реднов" - на левой ветке; "Швыковский", "Гельротъ", "Эспозито", "Виноградовъ", "Фюреръ" - на правой. Стебли веток украшены сетчатым орнаментом.

Серебряный венок от артистов харьковского оперного театра
Серебряный венок от артистов харьковского оперного театра

Концерт, так же как и начался, закончился необычно. Участник концерта вспоминает:

"Молодежь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его, сидящего в кресле, через весь зал сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены музыкального общества во главе с И. И. Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его во фраке с белым галстуком к фотографу Федецкому".
П. И. Чайковский во время гастролей в Харькове. 1893 г.
П. И. Чайковский во время гастролей в Харькове. 1893 г.

А. К. Федецкий, один из самых выдающихся фотографов-художников России конца XIX века, запечатлел Чайковского в нескольких ракурсах, а также вместе с членами дирекции и деятелями Харьковского отделения Русского музыкального общества.

П. И. Чайковский в группе Дирекции Харьковского отделения Русского музыкального общества. 1893 г.
П. И. Чайковский в группе Дирекции Харьковского отделения Русского музыкального общества. 1893 г.
Тост в стихах, предложенный за ужином в честь П. И. Чайковского. Харьков, 15 марта 1893 г.
Тост в стихах, предложенный за ужином в честь П. И. Чайковского. Харьков, 15 марта 1893 г.

Чайковский высоко оценил мастерство фотографа:

"Я получил сейчас фотографии мои от Федецкого, — сообщал он в письме И. И. Слатину 15 апреля 1893. — Он оказывается первокласснейшим фотографом, по крайней мере, я лучшего ничего не видел".

Список артистов оркестра [Харьковского отделения ИРМО], желающих иметь фотографическую карточку П. И. Чайковского. Вложен в бювар П.И. Чайковского. 1893 г.
Список артистов оркестра [Харьковского отделения ИРМО], желающих иметь фотографическую карточку П. И. Чайковского. Вложен в бювар П.И. Чайковского. 1893 г.

Г. Белонович