Найти тему
Белинка. О книгах

Чем отличается цикл Веры Камши «Кесари и боги» от цикла «Отблески Этерны»?

«Отблески Этерны» Веры Камши я ещё читаю, но чтобы видеть методы автора в целом, принял решение взять паузу и посмотреть другие циклы. Привлёк внимание цикл «Кесари и боги», который пока что содержит лишь роман «К вящей славе человеческой» и тематически связанную с ним повесть «Данник Небельринга», но и в такой комплектации обещает широкое поле для фантазии. Без спойлеров рассказать невозможно, имена, вырванные из контекста, скорее отпугивают, потому буду опираться на причины создания новых миров.

Земля и семья. Границы географические и границы нравственные. Что двигает человеком, совершающим подвиг? Какую цену мы платим за совершение поступка? Кто готов простить нам наш героизм? Вера Викторовна словно изготовляет различные химические соединения человеческих характеров, а потом смотрит, в какую реакцию они готовы вступить?

Чем этот цикл отличается от «Отблесков»? Тем, что все детективные загадки открываются гораздо быстрее для читателя? В «Этерне» за пятнадцать книг проходит два года, а в романе «К вящей славе человеческой» за пару страниц пролетают семнадцать лет. Но измены не теряют срока давности, и честь, и любовь, и обиды. При этом детальность мира та же, логичность та же, загляни за рамку кадра: картина продолжится, не оборвётся на середине забора.

-2

Так же несколько рассказчиков, мир видится глазами разных сущностей, не только человеческих. Та же мистика. Немного отдающая «Историей Лиззи» Стивена Кинга. Из мира реальности есть выход в иной мир, изнаночный, где оживают памятники, показывают истинное лицо тайные властители, возвращаются дорогие сердцу мёртвые. Время – чистая условность, безусловны только нравственные поступки: забытое в мире людей, в мире богов запечатлевается навсегда. Порой кажется, что Вера Викторовна следует доброй религии: ничего не бойтесь, идите за своей Совестью и будет вам Победа.

«Стройная девушка замерла на обочине, разглядывая всадников. Ей было не больше шестнадцати, и как же она была хороша даже в этой пыли! Герцог оглянулся на карету – белые занавески были плотно задернуты. Что ж, богомольцу просто необходимо творить добрые дела. Де Ригаско придержал гнедого и сощурился. Девушка засмеялась. Глаза у нее были черными и жаркими, в коротких, словно припудренных кудрях полыхал алый цветок, вместо креста на смуглой шейке серебрилось крохотное перышко. Хитана, и как он сразу не сообразил?»

Пространства зримы. Взгляд читателя пролетает насквозь дверной проём, раму зеркала, носится птицей вокруг фигур, ставшими при подлёте гигантскими, меняет ракурсы и скорости, запечатлевая события. Персонаж падает в воду — и ты ощущаешь ил под собственными ладонями.

-3

Персонажи принимаемы. Мы примеряем поступки каждого героя на себя, втягиваемся в сопереживание, начинаем выбирать сторону в каждом столкновении. И что особенно приятно, читателю с развитием сюжета приходится отходить со своих убеждений, пересматривать выбранную позицию – изнутри сюжета не передёрнутую, логичную, последовательную.

Мистика убедительна. У магии свои правила, они незыблемы. Поскольку метафизика (по Аристотелю) — то, что идёт за физикой, а не против неё. Судьба — не случайна, у неё есть свои законы. Необходимо увидеть их металогику. Автор своему читателю это позволяет.

«Половина обитателей дворца предпочла бы звать Рудольфа Ротбарта «Ваше Величество». Другая половина спала и видела, как Рыжий Дьявол окажется в преисподней. Что до принца-регента, то он не собирался идти на поводу ни у первых, ни у вторых. Малолетний император и его словно сошедшая со старинного гобелена мать к вящему удовольствию Руди были живы и здоровы. Умирать сам Рыжий Дьявол тем более не собирался, а в полнолуние меньше, чем когда бы то ни было. Он, в конце концов, волчье отродье или кто?»

Вероятно, я недостаточно внимательно читаю, но у меня создаётся ощущение, что тот или иной сюжет в более примитивном состоянии промелькивает в книгах, читаемых персонажами других циклов. «Данник Небельринга» прост и помпезен настолько, что так и видишь занесённые над его страницами пальцы юного принца. Рассказ в рассказе, бродячий любовный сюжет, европейские «Сказки тысячи и одной ночи»… Что переводит обманчивый сюжет в авторскую литературу? Выбор героя. События и условия выкладываются, словно карты в пасьянсе, и принимать решение нужно, положив на противоположные чаши весов разум и сердце. И читатель не всегда уверен, что такое решение героем принято. Словно это не герой, а читатель должен вынести приговор. По честному, в собственной жизни..

Что нам даёт сказка? Сказка — это всегда вещь воспитательная. Она постулирует отношения в семье, между друзьями, между земляками, а порой и врагами. И «Год семьи» — самое время для сказок, на примере которых яснее видится, что мы забываем или не желаем видеть за таким понятным бытом. Мистика, словно чистящее средство, снимает с этики налёт рачительности, поднимая вечные вопросы.

-4

Миры красивы, гербы помпезны, схватки захватывающи, но честь, любовь и совесть — главное, что есть у каждого человека. И вот их терять нельзя, без них ничего в жизни не остаётся. Только декорации, рассыпающиеся цветной пылью, при первом же тревожном вопросе: «Почему?»

***

Автор рецензии: Сергей Ивкин, поэт, художник, главный специалист отдела культурных программ Библиотеки Белинского

Читайте также эссе Сергея Ивкина о цикле "Отблески Этерны", а также о песнях, которые сочиняют по вселенной "Этерна" Веры Камши.