Сейчас вот аккуратней… А то уже, чувствую, полетели табуретки в дядю Славу! Меня часто спрашивают о моем отношении к тем или иным музыкантам, составляющим элиту нашего рок-н-ролла? Обычно я ухожу от ответа, либо рассказываю, кто и почему мне нравится на нашей рок-сцене. Я называю имена Чижа, Агутина, а далее методом исключения можно выяснить мое отношение к тому или иному персонажу. Ещё я помню о корпоративной этике, когда о своих коллегах неэтично, особенно в негативном смысле, отзываться. Но недавно состоялся примерно такой диалог с одним из моих товарищей:
- Слав, напиши о Цое.
- Но позволь, чего ж я должен написать, если Цой, скажем, «герой не моего романа»?
- А напиши, почему ты не фанат Цоя?
Ну странно… Я как мог съехал с темы, но сегодня с утра во мне заговорил МИИТовский инженер, который стал заверять, что при анализе важны все показатели, как положительные, так и отрицательные, я решил, прежде всего самому себе объяснить, почему я, не уподобляясь фанам, не гонял на концерты всяческих рок-легенд, и почему не изучал трепетно их творческий опыт по завоеванию русскоязычной аудитории. Так вот, попробую этот факт объяснить на основе культовой группы «Кино» и её лидера Виктора Цоя.
Наверное, я «старый дед», которому к моменту появления питерских героев рок-сцены исполнилось столько лет, что, стало быть, эту сцену пора было покидать. Я слышал и услышал к тому моменту столько всего в рок-н-ролле российском и англоязычном, в бардовской и народной песне, в симфонической и этнической музыке, что мою уставшую душу было трудно чем-то удивить. Хотя последняя песня в фильме Сергея Соловьева «Асса» в исполнении Цоя мне однозначно понравилась. Я пытался закрепить успех «Перемен» в своей душе, но песни, равной по воздействию на мою душу у «Кино» для меня не находилось. Была в новой песне та ж напряженная стойка на широко поставленных ногах, был низкий очень энергичный голос, на двух нотах пытавшийся обратить слушателя, а значит и меня, в свою религию. Но это однообразное практически заклинание меня не увлекало. Текст песен я понимал, но воздействия поэзии Галича, Высоцкого я на себе не испытывал. А ещё, и я с этим ничего не мог поделать, мне не хотелось вместе со всеми фанатеть. Я думаю, что на концерте Цоя существовала аура всеобщего поклонения. И вот это чувство толпы затягивало зрителей в водоворот всеобщего рок-поклонения. Душа же моя требовала сохранить правильное восприятие того, что я видел и слышал, и оно сохранялось. Будучи фанатом «Битлз», я не мог позволить себя фанатично влюбиться в кого-то из наших. И конечно же мой «старческий» нигилизм позволил мне найти в его музыке то, чему я не должен подражать.
Вот такие мысли пришли ко мне во время прослушивания музыки Цоя.
Как я отношусь к успехам Виктора? Да, нормально отношусь: он неплохой артист со своим творческим и гражданским лицом. Его песни были не хуже, а порой и лучше того, что пели вокруг! А то, что он не входил в число артистов, чьи пластинки я слушал на досуге… Так это - моя проблема, а может и квалифицированного врача-психиатра, который бы занялся моей психикой. Так что, в этой лодке я сижу один и никого в неё не приглашаю.