Найти тему
Вячеслав Малежик

Почему я не фанат Цоя?

Сейчас вот аккуратней… А то уже, чувствую, полетели табуретки в дядю Славу! Меня часто спрашивают о моем отношении к тем или иным музыкантам, составляющим элиту нашего рок-н-ролла? Обычно я ухожу от ответа, либо рассказываю, кто и почему мне нравится на нашей рок-сцене. Я называю имена Чижа, Агутина, а далее методом исключения можно выяснить мое отношение к тому или иному персонажу. Ещё я помню о корпоративной этике, когда о своих коллегах неэтично, особенно в негативном смысле, отзываться. Но недавно состоялся примерно такой диалог с одним из моих товарищей:

- Слав, напиши о Цое.
- Но позволь, чего ж я должен написать, если Цой, скажем, «герой не моего романа»?
- А напиши, почему ты не фанат Цоя?

Ну странно… Я как мог съехал с темы, но сегодня с утра во мне заговорил МИИТовский инженер, который стал заверять, что при анализе важны все показатели, как положительные, так и отрицательные, я решил, прежде всего самому себе объяснить, почему я, не уподобляясь фанам, не гонял на концерты всяческих рок-легенд, и почему не изучал трепетно их творческий опыт по завоеванию русскоязычной аудитории. Так вот, попробую этот факт объяснить на основе культовой группы «Кино» и её лидера Виктора Цоя.

Изображение из книги «Виктор Цой. Подлинные черновики. Песни, рукописи, рисунки. Памятный альбом» предоставлены издательством «АСТ». Фото из открытых источников.
Изображение из книги «Виктор Цой. Подлинные черновики. Песни, рукописи, рисунки. Памятный альбом» предоставлены издательством «АСТ». Фото из открытых источников.

Наверное, я «старый дед», которому к моменту появления питерских героев рок-сцены исполнилось столько лет, что, стало быть, эту сцену пора было покидать. Я слышал и услышал к тому моменту столько всего в рок-н-ролле российском и англоязычном, в бардовской и народной песне, в симфонической и этнической музыке, что мою уставшую душу было трудно чем-то удивить. Хотя последняя песня в фильме Сергея Соловьева «Асса» в исполнении Цоя мне однозначно понравилась. Я пытался закрепить успех «Перемен» в своей душе, но песни, равной по воздействию на мою душу у «Кино» для меня не находилось. Была в новой песне та ж напряженная стойка на широко поставленных ногах, был низкий очень энергичный голос, на двух нотах пытавшийся обратить слушателя, а значит и меня, в свою религию. Но это однообразное практически заклинание меня не увлекало. Текст песен я понимал, но воздействия поэзии Галича, Высоцкого я на себе не испытывал. А ещё, и я с этим ничего не мог поделать, мне не хотелось вместе со всеми фанатеть. Я думаю, что на концерте Цоя существовала аура всеобщего поклонения. И вот это чувство толпы затягивало зрителей в водоворот всеобщего рок-поклонения. Душа же моя требовала сохранить правильное восприятие того, что я видел и слышал, и оно сохранялось. Будучи фанатом «Битлз», я не мог позволить себя фанатично влюбиться в кого-то из наших. И конечно же мой «старческий» нигилизм позволил мне найти в его музыке то, чему я не должен подражать.

Изображение из книги «Виктор Цой. Подлинные черновики. Песни, рукописи, рисунки. Памятный альбом» предоставлены издательством «АСТ». Фото из открытых источников.
Изображение из книги «Виктор Цой. Подлинные черновики. Песни, рукописи, рисунки. Памятный альбом» предоставлены издательством «АСТ». Фото из открытых источников.

Вот такие мысли пришли ко мне во время прослушивания музыки Цоя.

Как я отношусь к успехам Виктора? Да, нормально отношусь: он неплохой артист со своим творческим и гражданским лицом. Его песни были не хуже, а порой и лучше того, что пели вокруг! А то, что он не входил в число артистов, чьи пластинки я слушал на досуге… Так это - моя проблема, а может и квалифицированного врача-психиатра, который бы занялся моей психикой. Так что, в этой лодке я сижу один и никого в неё не приглашаю.