Ответ на этот вопрос может быть очень субъективным. Он зависит от многих факторов, таких, как военные успехи, культурный вклад, административные преобразования, повышение уровня жизни. Многие премьер-министры Османской империи сумели отметиться на этой стезе, что затрудняет выбор одного из них в качестве величайшего. Также, в правление некоторых держава переживала не лучшие времена, а потому и эти люди сталкивались с разными проблемами.
И все-таки, есть великие визири, которых вспоминают наиболее часто. И лучшим кандидатом является Соколлу Мехмед-паша. Он стал одним из самых мощных администраторов в османской истории и свою службу начал еще при Сулеймане Великолепном. Серб по происхождению, он постепенно поднимался по карьерной лестницы, успев побывать начальником дворцовой стражи, адмиралом, наместником всей европейской части империи.
Став третьим визирем, он подавил восстание человека, выдававшего себя за шехзаде Мустафу, который за попытку мятежа был казнен султаном. В дальнейшем именно он разбил войска шехзаде Баязида, когда тот сам попытался сесть на трон. Уже как великий визирь, он командовал армией во время кампании в Венгрии и взял штурмом важный замок Сигетвар, скрыв смерть султана Сулеймана.
За свою роль в восхождении на трон Селима II Мехмед-паша сохранил пост великого визиря. В его правление османский флот, несмотря на ряд поражений, доминировал в Западном Средиземноморье. Империя заключила с Сефевидами и Габсбургами выгодный мир. В плане внутреннего спокойствия в это время не было особых волнений, страна была богата, казна наполнена.
Также, в качестве одного из лучших великих визирей следует отметить Мехмеда-пашу Кёпрелю. Он занимал эту должность не очень долго, в 1656-1661-е годы, но сумел остановить долгий период упадка. Были разгромлены венгры и казаки, а самое впечатляющее – побеждены венецианцы, которые утратили остров Крит. Его успехи привели к восстановлению османской власти в нескольких утраченных регионах и способствовали стабилизации экономической жизни. Но самое главное, что этот вельможа стал первым из длинного списка царедворцев албанской семьи Кёпрелю, которая правила империей полстолетия и на это время возродила ее могущество.
Мустафа Решид-паша шесть раз становился премьер-министром в 1840-1850-е годы и получил прозвище Великий, хотя из-за плачевного политического положения неоднократно терял свой пост. Путем сложных дипломатических маневров он спас страну, которая находилась на грани распада, сохранив Египет и балканских славян под османским контролем. Он привел империю к победе в Крымской войне, сумев политически изолировать Россию. Он провозгласил знаменитые реформы Танзимата, которые сделали государство более управляемым и современным и, в конечном счете, продлил время его существования на 70 лет. Он воспитал многих государственных деятелей, правивших страной после него. Конечно, многие великие визири добивались большего, но они и действовали в лучших условиях. И после смерти Решида-паши держава вновь погрузилась в хаос.
Паргалы Ибрагима-пашу в качестве величайшего из визирей называют редко. Но он, несомненно, был одним из самых блестящих. Никто из коллег до и после него не смел произносить такие слова: «Я правитель этой великой империи. Что бы я ни делал, это остается свершившимся. Ничто не может этого изменить. Все, что я одобряю, остается одобренным; все, что я отвергаю, остается отвергнутым. Даже когда великий султан говорит свое слово, если я прикажу, это будет отвергнуто. Потому что все: богатство, война, мир, власть… в моих руках».
Власть Ибрагима-паши была следствием как дружбы с Сулейманом Великолепным, так и его брака с султанской сестрой. Вне и внутри империи он вел себя по-королевски и даже на собственной печати приказал вырезать слова: султан Ибрагим. Он даже планировал создать вассальное государство на западе Персии, чтобы самостоятельно в нем править.
Он эффективно вел административные дела, многое сделал для развития экономики, в 1526-м году за два часа уничтожил венгерскую армию в битве при Мохаче. Тем не менее, его властолюбие и спесь были безмерны, и великий визирь забыл, что правит страной по воле султана. Не удивительно, что монарх лишил его всего, отправив к своему другу немых палачей.