Найти тему
RB.RU | Русбейс

Умные автомобили: как работает ИИ в авто и к чему это приведет

Оглавление

Содержание:

  • Что из себя представляет умный автомобиль
  • Помощь в навигации и умные системы
  • Помощь при вождении и парковке
  • Голосовые помощники
  • Распознавание водителя
  • Беспилотное управление
  • Кто умнее — Восток или Запад?
  • Вывод: должен ли автомобиль быть умным?

Что из себя представляет умный автомобиль

Умные автомобили в первую очередь ассоциируются с беспилотными машинами, в которых водитель может только лишь контролировать работу систем, не принимая непосредственного участия в управлении. Другая — более свежая ассоциация — связана с наличием бортового компьютера, способного реагировать на команды и запускать различные программы.

На самом деле, искусственный интеллект давно интегрирован в большинство современных машин, а ко многим функциям водители успели привыкнуть, даже не осознавая механизмов, на которых те основаны. Это и функции помощи при парковке и вождении, и адаптивная навигация, и даже индивидуальные настройки сиденья в зависимости от роста пассажира.

В последние годы большинство новых авто, в особенности выпущенных китайскими автоконцернами, напоминают скорее гаджеты, чем классический транспорт. Так, Chery Tiggo Pro Max отличается памятью кресел. Сиденья можно двигать, чтобы покинуть авто и не переживать, что для следующей поездки придется долго вручную их настраивать — авто запомнит посадку, степень подогрева и вентиляции.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что век умных автомобилей уже наступил — практически любая функция, которая задействует бортовой компьютер машины, уже может позволяет причислить машину к гаджетам. Но ниже мы расскажем о наиболее ярких примерах, которые действительно отличают авто с ИИ от конкурентов.

Помощь в навигации

Одна из самых старых функций, основанных на машинном обучении, настолько распространена, что встречается в подавляющем большинстве авто, выпускающихся как минимум с середины 2010-х. Речь о встроенной системе навигации. Мультимедийные системы в основном используют для навигации разработки крупных IT-компаний. Так, западные авто оснащаются картами от Google, а в наиболее свежих отечественных автомобилях используются сервисы Яндекса.

Встроенный в авто навигатор / Unsplash

Сами онлайн-карты практически с момента создания работают при помощи нейросетей. Именно ИИ определяет наличие пробок на дорогах, анализируя снимки со спутников и скопления мобильных устройств. Он же распознает на дорогах камеры ограничения скорости, предупреждает об авариях и ремонте, а также просчитывает оптимальный маршрут, исходя из большого массива данных.

Помощь при вождении и парковке

Кроме того, в базовое оснащение большинства авто входят и системы помощи на дорогах. Наиболее известная — ABS или anti-lock braking system, которая не допускает блокировку колес при торможении и тем самым обеспечивает устойчивость на дороге. Датчики отслеживают скорость вращения колес и, если она резко замедляется, как это бывает при экстренном торможении, активируют специальные клапаны. Особенно полезным ABS бывает при гололеде.

Усовершенствованной системой помощи водителю считается ADAS — она помогает парковаться и вести автомобиль. Датчики на корпусе авто определяют препятствия и могут остановить машину, если водитель приблизится к ним слишком близко. Кроме того, помогает ADAS и в перестроении: система не дает автомобилисту занять соседний ряд, если есть угроза столкновения.

Но лучше всего под понятие умного автомобиля подходят машины с устройствами ограничения скорости. Бортовой компьютер сверяется с картами, а также сканирует расположенные по ходу движения дорожные знаки и в случае, когда водитель превышает положенный скоростной режим, замедляет авто, сокращая подачу топлива в двигатель.

В последние года получили развитие и системы помощи парковки. Теперь они не просто сигнализируют о препятствиях, но и самостоятельно управляют авто на парковочном месте.

Голосовые помощники

Голосовое управление — тренд последних лет, часто применяемый в китайском автопроме. Он позволяет менять режимы вождения, не отвлекаясь от дороги. Например, премиальный внедорожник EXEED TXL способен управлять всеми элементами салона при помощи голосовых команд — открыть люк, позвонить кому-нибудь из записной книжки и даже изменить температуру в машине.

Но переключением радиостанций или сообщением о количестве бензина по запросу автомобили не ограничиваются. С появлением и стремительным ростом популярности нейросетей, внедрение самой популярной из них, ChatGPT, было лишь вопросом времени.

В начале 2024 года немецкий концерн Volkswagen анонсировал авто, оснащенные интегрированным голосовым помощником IDA на базе ChatGPT. Новый чат-бот получат модели Tiguan, Passat и Golf. Он сможет не просто запускать программы, но и поддерживать беседу, а также брать на себя роль по управлению мультимедиа и навигацией.

А уже в мае от слов к делу перешла корейская компания KIA, заявившая о начале серийных продаж автомобиля EV3 также с искусственным интеллектом на базе ChatGPT. Умный помощник в этом электрокаре умеет планировать поездку, отвечать на вопросы пассажиров и водителей, а ещё и запускать игры и музыку.

Не отстает от тенденций и Китай. В Поднебесной заявили о начале работы над кроссовером Smart #5, который создает Gelly в партнерстве с Mercedes-Benz Group. Новый Smart станет самой крупной моделью бренда и получит не только голосового помощника, но и одну из самых мощных мультимедиа-систем с тремя большими дисплеями.

Распознавание водителя

Еще одна система на стыке комфорта и безопасности — распознавание водителя. Она может работать от ключ-карты и пароля, как в знаменитой американской марке Tesla, или при авторизации через смартфон.

Куда дальше в этом плане зашел бренд Hyundai, реализовав распознавание отпечатков пальцев в ручке двери. Если автомобиля касается кто-то помимо владельца автомобиля, машина попросту отказывается открываться. Но даже если злоумышленник смог попасть внутрь, вскрыв авто, его ждет еще одна проверка — такой же сканер встроен в кнопку запуска двигателя, так что запустить мотор получится только у авторизованного пользователя.

А вот европейские марки BMW, Mercedes и Volkswagen работают в ином направлении — они устанавливают в салоне и на рулевом колесе датчики, призванные следить за состоянием водителя. Если его пульс неравномерен, это может сказать о том, что автомобилист устал или находится в нетрезвом состоянии. В таком случае автомобиль прекратит движение, чтобы не допустить аварии.

Беспилотное управление

Не так давно о беспилотных автомобилях можно было услышать разве что в новостях из США — ведь именно там эта концепция, выведенная в массы компанией Tesla, используется активнее всего.

Интерьер Tesla / Unsplash

Однако в 2024 году автономные машины пришли и в Россию, правда пока это лишь коммерческий транспорт. Так, движение беспилотных грузовиков анонсировали уже в этом сентябре на международном форуме Kazan Digital Week 2024. Замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов сообщил, что такими авто в РФ уже пройдено порядка трех миллионов километров, и уже в сентябре 2024 года беспилотные машины начнут ездить по скоростной автомагистрали М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург.

Что же до частного использования, то пока в России беспилотные функции не работают даже в авто, в которых такие функции предусмотрены. В той же Tesla только анонсировали запуск самоуправления в Европе и Китае, а вот до РФ эти возможности в ближайшее время не дойдут.

Кто умнее — Восток или Запад?

Определенно точно можно сказать, что основной производитель высокотехнологичных автомобилей на мировом рынке сегодня это Китай. Развитие электрической, а вместе с тем и умной начинки автомобилей — вектор, который восточные производители давно взяли на вооружение, как основную фишку своих машин.

Отметим, что помимо широкого технического оснащения Китай также лидирует и в продажах электромобилей. Почти 60% проданных электрокаров в мире приходится именно на Китай.

Вывод: должен ли автомобиль быть умным?

Отвечая коротко: да, должен. Почти все умные функции делают вождение легче и освобождают внимание водителя. Даже совсем новые голосовые помощники хоть и воспринимаются, как фишка, позволяют автомобилисту сконцентрироваться на вождении и не отвлекаться на переключение музыки и настройку кондиционера. А непосредственно помогающие в управлении авто системы вроде ABS и ADAS и вовсе выводят новичков на один уровень с опытными водителями и повышают общий уровень безопасности на дороге.

Фото на обложке: Yiming Ma / Unsplash