Найти тему
МК

Генерал Бужинский: за удары по Крыму и Донбассу может быть «ядерный ответ»

Фото: Министерство обороны РФ
Фото: Министерство обороны РФ

Предложенные президентом Путиным изменения в условия применения ядерного оружия повысят эффективность механизма ядерного сдерживания. Так считает профессор ВШЭ, бывший начальник международно-договорного управления, замначальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ (2000-2009) генерал-лейтенант в отставке Евгений Бужинский.

Как сказал он в эфире программы «Полный контакт с Владимиром Соловьевым», прошедшее совещание Совбеза по ядерному сдерживанию — это ожидаемое событие. Было известно, что пересматривается документ 2020 года «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания».

«Во-первых, президент подчеркнул, что использование ядерных сил — это крайняя мера защиты суверенитета страны, - отметил генерал. - ...Здесь все осталось незыблемо: Россия — ответственная ядерная держава. Ядерная триада (Ракетные войска стратегического назначения, межконтинентальные ракеты подводных лодок и дальняя авиация. - «МК»), как сказал президент — это основа обеспечения безопасности страны. Это тоже осталось неизменным».

В числе новаций - расширение категории государств и военных союзов, в отношении которых Россия будет проводить ядерное сдерживание. По словам Бужинского, после утверждения изменений указом президента обновленный документ, скорее всего, будет обнародован и там будет упомянут блок НАТО, как, объединение недружественных государств, в отношении которого будет применяться ядерное сдерживание.

«Я думаю, будут названы конкретные государства: Соединенные Штаты, Франция, Великобритания. ...Учитывая, что некоторые неядерные государства проводят откровенно враждебную политику в отношении Российской Федерации, возможно, они также будут упомянуты».

По мнению генерала, важно, что «дополнен перечень военных угроз, для нейтрализации которых выполняются мероприятия ядерного сдерживания». В частности, помимо нанесения ударов по элементам военной инфраструктуры, поражение которых может предотвратить нанесение ответного удара (этот пункт уже прописан в «Основах госполитики в области ядерного сдерживания»), будут упомянуты удары по объектам гражданской инфраструктуры, в частности, по АЭС.

Не менее важно, считает Бужинский, что изменения коснутся «ядерного реагирования» на агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства, что будет считаться их совместным нападением на Российскую Федерацию.

По его словам, именно так можно рассматривать курскую авантюру Киева при прямой поддержке США, Франции, Великобритании, которая может рассматриваться как повод или причина для применения Россией ядерного оружия. То же самое относится и к другим неядерным странам, например, к Польше или прибалтийским странам, если они нападут на РФ или Белоруссию при поддержке ядерных держав. «Это уже будет рассматриваться, как совместное нападение на Российскую Федерацию», - заключил Бужинский.

Он обратил внимание, что предлагается расширить список вооружения, в ответ на применение которого противник получит ядерный удар. Раньше это были только межконтинентальные баллистические ракеты и дальние бомбардировщики.

«Сейчас уже речь идет о самолетах стратегической и тактической авиации, крылатых ракетах, беспилотниках, гиперзвуковых и других летательных аппаратах. …Всё это дает нам основание применить ядерное оружие», - сказал он.

Как отметил генерал, учитывая, что все аэродромы базирования НАТО находятся в непосредственной близости от границ Российской Федерации, от момента получения информации об их старте до пересечения границы много времени не пройдёт. «Это как раз то время, которое понадобится нашему Верховному для принятия решения об отражении агрессии и нанесении ответно-встречного удара», - сказал Бужинский.

Он обратил внимание также на то, что в доктринальных документах пока не упомянуты положения о превентивном или упреждающем ударах. Речь идет об ответном или ответно-встречном ударах.

Кроме того, возможность применения ядерного оружия рассматривается не только в случае угрозы суверенитету Российской Федерации, когда под угрозу поставлено само существование государства. «Теперь, - говорит генерал, -  речь идет о критической угрозе суверенитету. Я могу толковать это, например, так: новые регионы Запорожская и Херсонская области, Донецкая и Луганская республики — это часть Российской Федерации. Нападение на эти области может создать критическую угрозу суверенитету Российской Федерации. Нападение на Крым однозначно создает критическую угрозу суверенитету Российской Федерации. Я думаю, что это очень важно».

Бужинский не исключил, что Зеленский может решиться еще на одну военную авантюру и попытается перерезать сухопутный коридор в Крым и одновременно разрушить Крымский мост. «Если они решат предпринять какое-то проведение наступательной десантной операции против нашего Крыма с перерезанием там логистических путей, ...я думаю, что это будет однозначно рассматриваться как нападение на Российскую Федерацию. И там уже никакой вариант не исключён».

По словам генерала, Российская армия располагает большим арсеналом тактического ядерного оружия. У США это ядерные бомбы и ядерные боезаряды для «Томагавков», а у России практически все дальнобойные ракеты класса «воздух — воздух», «земля — земля», начиная с «Искандера», авиационных ракет Х-102, Х-55, могут нести ядерные заряды. «У нас палитра тактического ядерного вооружения значительно шире, чем у любой другой ядерной державы», - сказал он.

Целями таких ударов могут быть командные пункты, пункты управления, связи, заглубленные места базирования ядерного оружия, аэродромы, пункты базирования флота - «то есть все значимые военные цели, которые, так сказать, способны подорвать или полностью вывести из строя наступательный потенциал противника».

Автор: Сергей Вальченко

СВО
1,21 млн интересуются