Автомобильный рынок в нашей стране за последние 30 с небольшим лет претерпел колоссальные изменения. От дефицитного и “зарегулированного”, с преобладанием продукции отечественных автозаводов, через дикую эпоху ввоза б/у иномарок через западную и восточной границу (возможно самый ностальгический и любимый многими период, благодаря разнообразию моделей) к эпохе открытия полноценных сборочных производств полного цикла и их последующего закрытия после 2022 года с фактическим бегством европейских автоконцернов (и не только).
Заканчивающийся 2024 год уже успел подкинуть новостей отечественным автомобилистам, например с фактически заградительной ставкой утилизационного сбора, призванной добить параллельный ввоз доступных автомобилей из-за рубежа, усилив позиции отечественных производителей. Но так ли все печально, только у нас, или это общемировой тренд, давайте разберемся.
Как там в мире в целом?
Если верить отчетам Немецкой ассоциации автомобильной промышленности, то общемировой тренд автомобильного рынка по итогам первого полугодия 2024 года растущий. Однако рост этот недостаточен, чтобы компенсировать падение объемов продаж автомобилей после 2019 года (предпандемийного периода).
Так 6,9 млн новых автомобилей зарегистрированных в Европе за первые 6 месяцев текущего года это плюс 4% к аналогичному периоду года прошлого, но это по прежнему процентов на 20% меньше докризисных значений. Основная прибавка заслуга Великобритании и Испании, затем Германия, Италия, и наконец Франция, где количество новых автомобилей увеличилось всего на 3%.
Более высокие темпы роста демонстрирует Индия - 7% - рекордные цифры в штуках 2,2 млн автомобилей.
А вот Япония и США не демонстрируют ничего кроме сокращения (внушительные 12% за полгода в стране Восходящего солнца, всего 1,8 млн проданных авто. Для США около 3% и 7,8 млн автомобилей).
Закат Европы?
Рейтинг самых продаваемых в Европе автомобилей по итогам первой половины 2024 г. выглядит так: свыше 100 тысяч проданных экземпляров это
Dacia Sandero (143596 шт.),
Volkswagen Golf (126993 шт.),
Renault Clio (114623 шт.),
Volkswagen T-rock (111381 шт.),
Peugeot 208 (107097 шт.),
Skoda Octavia (102945 шт.),
Citroen C3 (102304 шт.) и
Tesla Model Y (101181 шт.).
То есть спрос в европейском регионе сохранился в основном в сегменте бюджетных автомобилей, не считая электрической “игрушки” в конце списка. При этом европейские концерны фактически обязали планомерно увеличивать долю электромобилей в общем объеме выпуска, что означает крупные вложения сейчас, с небольшим шансом хотя бы отбить их в будущем - с учетом массового захода на рынок “электричек” из Китая, которые при более низкой стоимости обладают уже лучшими характеристиками, нежели продукция заводов Старого Света.
Крупнейшие концерны Европы, такие как Фольксваген и Мерсдес-Бенц уже анонсируют сокращение производства (а ВАГ еще и грозится закрыть несколько заводов), поскольку домашний для них рынок не в состоянии перекрыть снижение спроса в Азии (так в Китае например, объемы продаж флагманского Мерседес S-классе просели аж на 13%, а в Европе и вовсе на 27%).
Восток расправил плечи
Мировым лидером же по объему проданных новых автомобилей, предсказуемо является Китай - 11,9 млн единиц в первом полугодии 2024 года, что на 6% больше аналогичного периода прошлого года.
Крупнейшим по объему продаж в Китае стал концерн BYD, занимающий со своими моделями 5 позиций из 10 в чарте лидеров продаж.
BYD Qin Plus с показателем 241342 проданных экземпляра на первом месте,
за ним Tesla Model Y 207817 (в Европе их продано вдвое меньше 101181 экз.),
BYD Song (207655 экз.),
BYD Seagull (167861 экз),
Nissan Sylphy (161379 экз.),
Volkswagen Lavida (137452 экз.),
Toyota Corolla (133307 экз.)
Byd Song Pro (120721 экз.),
BYD Yuan Plus (118883 экз.),
Volkswagen Sagitar (110051 экз.).
Объем же экспорта вырос на внушительные 30% до 2,79 млн. штук, из них в Россию поставлено около 580 тысяч готовых автомобилей.
А что в нашей песочнице?
Что касается российского рынка, то здесь наметился тренд к снижению объемов реализации подержанных авто, при увеличении объемов продаж новых автомобилей, коих за первое полугодие было реализовано 754627 штук, при этом доля АвтоВаз это 207404 автомобиля. Этот объем чуть более чем на 50% больше, по сравнению с тем же периодом 2023 года, но вот в общем по рынку доля отечественного предприятия все же снизилась.
А вот китайские бренды, напротив свои позиции усилили.
Так продажи автомобилей Haval выросли на 111%, Cherry на 51%, Geely 111% а Changan аж в 4 с лишним раза на 455% - впечатляющие цифры? Только вот в штучном выражении это всего лишь - 88, 71, 69 и 48 тысяч экземпляров.
Тяжело сравнивать это не только с Китайским, но и с рынком Европы тоже. Не удивительно, что среди Китайских брендов не наблюдается очередей из желающих 100% локализовываться в нашей стране с производствами полного цикла.
Тем не менее, согласно оптимистичным прогнозам отдельных экспертов общий объем проданных новых авто в России в 2024 году должен оказаться на уровне 1.4 млн экземпляров. И если так, то это явно будет рост вопреки - с учетом того, что основным инструментом для крупных покупок - кредитованием после очередного подъема ставки ЦБ до 19% смогут воспользоваться “не только лишь все”.
А Вы планируете замену автомобиля в этом году? Если да, то какой вариант - новый или подержанный для Вас предпочтительнее?
Приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт, чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.