Я, как и многие другие, не раз и не два писал о некогда весьма известном в Казахстане и за его пределами, говорят, что единственном в мире музее, или мемориальном музее грампластинок профессора Н.Г.Шафера.
Сейчас же мало, или заметно меньше, кажется, где прочитаешь об этом объекте культуры, словно, извините, кому надо наконец-то своего добились…, не будем дальше. Может такая, как некоторым, кажется "своеобразная" ситуация , связана с тем, что уважаемого и многознающего Наума Григорьевича среди нас, увы, нет. Может по другой причине. Вот не так давно я случайно разговорился с человеком, имевшим многие годы самое прямое отношение к музею Н.Г.Шафера и не мало поработавшим на этой ниве. Сейчас, -- сказал он, - в музее другой руководитель, другая команда, которым я желаю успеха. Но, действительно, многие и многие прежние почитатели, активисты этого храма вечного уже не ходят или… Что сделаешь. Тут я хотел бы сказать свое следующее сугубо частное мнение. Нынешний руководитель и команда музея основной и даже может только акцент делают на пропаганде, рассказу о тех замечательных артефактах, пластинках, которые связаны с дорогой всем казахской культуры и музыки. Прекрасно, еще раз прекрасно. Но зачем ограничиваться только этим. Насколько я знаю в музее Н.Г.Шафера богатейшее в мире собрание пластинок и литературы связанное со всем богатством мировой культуры во всей его многогранности. Практически всех народов мира самых разных, чуть ли не всех периодов и направлений развития истории и культуры. Понимаете какая прекрасная возможность для обогащения багажа знаний казахстанцев, что в конечном счете работала бы и на казахскую культуру и музыку. Но… Откуда такая, возьму на себя смелость, такая неумная ограниченность.
Согласитесь в этих суждениях моего собеседника, которые мы, я временами слышим и из уст других лиц, есть свое рациональное зерно. Когда мы сделаем тут свои умные выводы, Но… опять но… не буду дальше.
Именно эта мысль мне часто приходит на ум и во многих других случаях нашей сегодняшней жизни. Вот только вчера я обратил внимание на примерно в чем-то схожую ситуацию с изданием наших казахстанских журналов. Извините, буквально в нескольких словах повторюсь. Нынче, к счастью, растет число литературных или около того журналов. Еще раз перечислю некоторые из них «Тан Шолпан», «Мукагали», «Туркестан», «Туран-Туркестан», «Уркер», Махамбет», «Жалын», «Мадениет», и т. д. и т.д. Очень большое число. Еще раз говорю, хорошо, прекрасно что они есть. Но, извините, при всем благожелательном отношении к ним, у меня как читателя, гражданина, да и не только, наверное, тут хочешь- не хочешь некоторые вопросы. Издания по направленности очень и очень повторяются. Те же самые рассказы, стихи, зарисовки, очерки, практически многое в одном и том же направлении . Причем, кажется, в стиле, стилистике тех же 50-70-80 годов прошлого века. Но ведь времена меняются - и по стилистике, и по содержанию, по форме подачи. Посмотрите на некоторые зарубежные издания -- небо и земля. Я уже как-то писал, что один из классиков казахской поэзии, автор слов Гимна РК, Ж.Нажмиденов с кем я некоторое время работал в одном учреждении в Алма-Ате, ежегодно подписывался только на известные строго лимитные тогда авторитетные московские издания. На мое тогда запальчиво-юношеское предложение поддержать и отечественные издания он всегда отнекивался. Пример, думаю, довольно характерный для многих наших тогдашних, да может и сегодняшних деятелей культуры, заставляющий о многом задуматься.
И тут же говоря о республиканских и не республиканских изданиях не могу еще раз не сказать, что к великому стыду у нас в республике нет, насколько я знаю, ни одного более или менее приличного, отвечающего требованиям современности, научно-технического, научно-популярного издания, типа « Науки и жизни, «Вокруг света», «Техника молодежи, «Знание – сила», «Моделист-конструктор» и т.д и т.п. Даже в далекие советские годы помню выходил «Билим жане енбек». А где он сейчас? В библиотеки не поступает. Да, одно время усилиями энтузиастов начал издаваться, причем и за рубежом -- редчайший, а может и единственный в Казахстане случай - научно-популярный журнал «Ойла». Но он довольно скоро прекратил свое существование, как сказали за отсутствием средств. Потом прошла информация, что его все-таки. Но… опять но…А время идет. И счет в этом направлении не в нашу пользу. Даже известные слова и попытки действий главы государства не помогают. И к чему же мы придем. Такие вот мысли, начавшиеся с рассуждений о нынешних некоторых нюансах жизни единственного в мире музея грампластинок музея Н.Г.Шафера в казахстанском Павлодаре.
Извините если что не так, за подобное частное, несколько отличающееся от других мнение
БУЛАТ ШАРИПОВ