Чаты с нелегальными таксистами становятся все популярнее в Хабаровском крае. В Вяземском, по словам местного жителя, таких наберется уже с десяток. Принцип их работы максимально прост. Добавиться в группу в мессенджерах может любой человек. В ней он может договориться о поездке напрямую с водителем, избегая специальных приложений и служб заказа такси.
- Происходит это так: пассажир пишет адреса, откуда и куда ему нужно уехать, сколько он готов заплатить. Водитель может согласиться, либо предложить свою цену. Или может описать маршрут, которым он часто ездит, и указать цену с попутчика, - отметил Алексей, житель Вяземского.
Естественно, что никаких налогов с такой деятельности не платится, а водителей никто не проверяет. Состояние их здоровья и адекватность, умение водить машину или даже наличие прав, исправность автомобиля - все это загадка для пассажира. Люди идут на такой риск, так как стоимость поездки дешевле, хотя случаи, когда водитель в итоге просит большую сумму, тоже не редки.
- Данные о заказах из чатов нигде не хранятся. Никто не может сказать, состоялась ли в реальности та поездка, о которой пользователи договорились. Сообщения из чата можно удалить. Если в пути произойдет какая-то чрезвычайная ситуация, пассажир никак не сможет доказать, что в тот момент ехал с конкретным водителем. Это касается не только нападений, но и аварий, которые происходят на дороге гораздо чаще. Пострадавшему пассажиру получить компенсацию будет крайне сложно, скорее всего, придется вступать в долгие судебные тяжбы. С вещами, забытыми в салоне, тоже можно легко попрощаться, если водитель окажется недостаточно честным, - отметил житель Вяземского.
Проблема характерна не только для Хабаровского края, но и всей России. Об этом во время Дальневосточного форума предпринимателей рассказывал директор департамента развития внутренней торговли федерального Минпромторга Никита Кузнецов. После вступления в силу нового закона о такси, разработанного властями страны, многие профессиональные водители стали уходить в тень.
- Ожидаемо, потому что после принятия закона о такси в этой отрасли начинают налаживать контроль. Многие, кто раньше работал, теперь не имеют права это делать из-за отсутствия гражданства, вида на жительства или других параметров. Эти люди и уходят в «подполье», создают такие чаты. Есть понятие «незаконная предпринимательская деятельность». Вопросом должны заниматься правоохранительные органы, люди могут туда обратиться. Сам я против таких чатов, да и в целом нелегалов. Пассажиру никто не дает никакой гарантии, что он в целости и сохранности доедет до нужного места. Хотелось бы, чтобы на это обратили внимание. Несколько показательных порок дадут свой результат. А людям, работающим в этой сфере, нужно или легализоваться, либо заниматься чем-то еще, - отметил Александр Садков, председатель Дальневосточной ассоциации такси.
Напомним, ранее представитель сервиса «Максим» опроверг мнение о том, что причина роста цен в монополизации рынка такси несколькими агрегаторами. По мнению представителей компании, куда большее значение имеет количество водителей, оказывающих услуги.
Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru