С праздником, уважаемые читатели! Мы знакомимся с началом государства российского по летописи, автором которой традиционно считается монах Киево-Печерского монастыря, живший там в конце одиннадцатого - начале двенадцатого века, по имени Нестор. От таких древних времён часто не остаётся информации об авторстве произведений, но об этом книжнике сохранилось достаточно сведений. Достаточно, чтобы он не был забыт в истории. Но не достаточно, чтобы составить о нём самом подробный рассказ. Как такие рассказы, которые написал он сам о святых Борисе и Глебе и об основателе монастыря, в котором он жил, преподобном Феодосии Печерском.
Мы не знаем ни года, ни места рождения Нестора, ни его мирского имени, ни указаний на его род. Однако книжность преподобного косвенно указывает на достаточно высокое происхождение. Потому что по его произведениям ясно, что он был не просто грамотен, но прекрасно просвещён, читал по-гречески, знал много исторических и агиографических (посвящённых святым) сочинений на греческом языке. И писал свои произведения Нестор не по своему выбору, но, как истинный монах, по благословению игумена. Наверняка выбор у игумена был, и он поручил написание текстов Нестору по веским причинам.
Плодами исторических трудов преподобного Нестора пользовались всё новые и новые поколения учёных, а ему особого внимания не уделяли, хотя в отличии от многих анонимных произведений он как автор указывал себя в житиях святых. Всё большее и большее внимание на него стали обращать лет через пятьсот после его смерти. Если смотреть на изображения, то самым ранним считается размещённая ниже иллюстрация из Радзивиловской летописи конца пятнадцатого века.
На миниатюре изображено обретение мощей преподобного Феодосия Печерского. Считается, что Нестор был ещё молодым монахом, когда обрели мощи одного из основателей Киево-Печерского монастыря. Именно это событие подвигло к необходимости написать житие преподобного Феодосия, чтобы приходящим в монастырь мирянам и прежде всего монахам было понятно, чем святой прославился. Была и возможность, ведь молодому монаху могли рассказать о святом пожилые монахи, лично знавшие святого.
На миниатюре слева пещера, откуда были извлечены мощи преподобного Феодосия. Слева - гробница с мощами святого. Вокруг изображены монахи. Считается, что крайний справа монах и есть Нестор, ведь он написан молодым человеком. Он облачен в светлую рясу, коричневую мантию, на голове - чёрный куколь.
С восемнадцатого века формируется определённый стереотип изображения преподобного Нестора, связанный не с иконами, а с картинами. Поначалу на иконах и в росписях его образ встречается нечасто, а вот в живописи тема древней истории становится всё популярнее.
В результате и на иконах его образ принимает на себя признаки книжного человека: перо, бумага, книги становятся непременными атрибутами преподобного. Впрочем, в девятнадцатом и начале двадцатого века было много икон и росписей, по стилю своему неотличимых от картин.
В настоящее время его образ стал более "иконописным", он изображается как и другие святые преподобные, только с книгами или свитками. При этом, конечно, внешность его изображается разнообразной. Традиционный для него текст - начало Повести временных лет.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!