С 1 сентября местным властям разрешают самостоятельно принимать решение о расчистке русел рек, вступила в силу новая редакция Водного кодекса Российской Федерации.
Поговорим о том, что совсем недавно в Приморском крае было создано агентство по гидротехническим сооружениям, мелиорации и гидрологии Приморского края по поручению губернатора края Олега Николаевича Кожемяко. И у нас в студии гость - это Роман Голубев, руководитель агентства по гидротехническим сооружениям, мелиорации и гидрологии Приморского края.
В студии – Сергей Нелюбин.
Сергей Нелюбин:
- Здравствуйте, друзья, меня зовут Сергей Нелюбин.
Роман Голубев:
- Роман Викторович, здравствуйте!
Сергей Нелюбин:
- Сергей, добрый день, уважаемые слушатели! Роман Викторович, совсем недавно вы буквально возглавили агентство, и хотелось бы узнать первоначально, в чем состоит задача подобной структуры?
Роман Голубев:
- Понятно, и вопрос, и наболевшие, и крик души наших жителей Приморского края, потому что из года в год повторяется одно и то же, паводок, наводнения, компенсационные выплаты, аварийно-восстановительные работы, из года в год одно и то же.
По инициативе губернатора Олега Николаевича Кожемяко, в первую очередь, мы вышли с предложением к Правительству Российской Федерации об изменении законодательной базы, которая нам дает полномочия и права проводить именно неотложно аварийно-восстановительные работы, связанные с расчисткой, углублением, укреплением русел рек.
В конце 2023 года было принято решение упразднить Министерство природных ресурсов Правительства Приморского края (часть полномочий была передана органам исполнительной власти) и создано агентство с конкретными задачами. Агентству отданы полномочия федеральной структуры в сфере водных отношений.
Здесь у нас несколько подходов, первый подход в области водных отношений, конечно, он регулируется через Федеральное агентство водных ресурсов, доводятся субвенции на проведение мероприятий плановых, то есть мы говорим сейчас про плановое мероприятие, связанное с расчисткой, дноуглублением, со спрямлением русел рек, также с возведением гидротехнических сооружений.
Во втором случае подразумеваем и наши дамбы, которые строятся и были возведены ранее на защиту наших населенных пунктов в период поводка опасного периода.
Сергей Нелюбин:
- Чем закон этот облегчает задачу?
Роман Голубев:
- Смотрите, данное 732 постановление (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2024 № 732 "Об утверждении Правил осуществления деятельности по восстановлению пропускной способности русел рек, использования извлеченного донного грунта при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или при возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"), которое вступило в силу, упраздняет подход к системе согласования.
Раньше необходимо было определить этот участок, сделать проектно-смертную документацию, взять в пользование водный объект, везде очень-очень много разрешительных этих правовых вопросов присутствовало, согласований. Но в период, в тот момент, когда надо сделать что-то уже сегодня, уже и сейчас такой порядок не годился (прим.ред.). Потом-то эти мероприятия, для чего они нужны?
Те же тайфуны, как проходят на территории края? Всё происходит спонтанно и быстро, локальные осадки, они могут в одной точке, в каком-то муниципалитете до 100 мм за 12 часов выпасть… Соответственно, вот эти ручьи, которые у нас как будто благополучные, вроде бы ходишь, прыгаешь через них, а они через время превращаются в полноводные реки и на своем пути дома, мостовые сооружения, переходы мостовые сносят (прим.ред.) Таким образом, мы должны в соответствии с прогнозом организовывать эту работу. Но пока ты получаешь разрешение на всё это, уже всё, уже поздно. И мы только ликвидируем последствия.
Важно планово продолжать работу. Да, изыскательские работы у больших рек ведутся, они тоже нужны, потому что мы должны понимать про фарватер реки, как он себя поведёт, биоресурсы, как себя поведут. Нам никто не мешает в плановом режиме заниматься, выстраивать работу с муниципалитетами, то есть это одно из основных направлений.
Второе направление, как я вам уже сказал, действовать в рамках аварийно-восстановительных работ, которые нам сейчас позволяют в рамках внесённых изменений проводить эти мероприятия.
И третье – действовать в рамках госзадания, по которому в субъект федерации доводится лимиты. И мы в рамках госзадания тоже формируем перечень водных объектов, где необходимо перечень работ проводить. Мы должны понимать и вести конкретный реестр участков рек, который мы сейчас как раз и формируем, и делаем именно неотложно аварийно-восстановительные работы там, где идёт, например, подмыв мостового сооружения, где объект дорожной инфраструктуры подвергается подмыву, а где-то участок надо будет спрямить. Мы выделяем зону риска околоводного объекта.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».