Цена на золото устанавливает очередной рекорд. Сейчас она превышает 2 650 долларов за унцию. Впрочем, это неудивительно. Ведь спрос на золото резко вырос во второй половине 2023 – первой половине 2024 годов и продолжает оставаться высоким. В основном драгметаллы закупают Центробанки, а также институциональные инвесторы вроде инвестиционных фондов, но, в общем-то, и физические лица тоже нарастили закупки.
В чем причина? Она тоже, в принципе, понятна и логична. Идет переход от глобалистской системы мироустройства к системе макрорегионов, и в период этой геополитической турбулентности различные государства и частные инвесторы ищут наиболее безопасный и защищенный актив. Конечно, золото по сравнению с другими имеет ряд преимуществ – в особенности по сравнению с фиатными валютами, с которыми совсем непонятно, что будет на горизонте 5-7 или же 10 лет. Есть еще одна причина: при росте спроса на драгоценный металл его предложение на рынке стагнирует. Традиционные месторождения вырабатываются, а для разведки новых нужны существенные финансовые ресурсы. Ведь они являются труднодоступными, и даже при нынешних ценах их все еще невыгодно разрабатывать. И, согласно прогнозу экспертов, примерно к 2035 году спрос будет значительно превышать предложение, ведь производство даже упадет по сравнению с нынешним временем.
Теперь что касается России. Здесь у нас, к сожалению, не все так хорошо. Как могло быть. Еще в апреле 2020 года Центробанк без объяснения каких-либо причин прекратил закупки золота в золотой резерв. Причин они до сих пор так внятно не объяснили. А ведь какая есть уникальная особенность у России. Мы являемся одними из крупнейших производителей золота в мире. Соответственно, ЦБ может пополнять золотой резерв за рубли, в отличие от других Центробанков, не нужно даже тратить на это иностранную валюту. В общем, все карты в руки, что называется, даны.
Тем не менее, пока другие страны занимаются скупкой драгметалла, пока его стоимость растет, наше, российское золото утекает за границу. Путем несложных подсчетов можно сделать вывод, что за эти вот 4 года – по крайней мере, с 2020 по 2023 включительно – за границу утекло примерно 1 250 тонн. Если по 2020-2021 гг. статистика является открытой, по 2022-2023 ФТС перестала публиковать подробные данные по экспортно-импортным операциям. Тем не менее, по приблизительным подсчетам, можно сделать необходимый вывод. Я назвал 1 250 тонн, но, во-первых, это утек физический объем, который в Россию больше никогда не вернется, а во-вторых, можно рассчитать конкретную сумму, которую потеряла наша страна. Так, с 2020 по 2023 годы стоимость золота колебалась в районе 1 800-2 000 долларов за унцию. А сейчас, как я сказал, стоимость составляет уже 2 650 долларов.
Это потери примерно в 30-40 миллиардов долларов за это время, которые могли бы остаться в стране в том случае, если бы слитки просто лежали в хранилищах Центробанка. С ними даже делать ничего не нужно было дополнительно, чтобы объем наших резервов вырос. Плюс, в отличие от фиатных валют, от тех же доллара и евро, которые нам заблокировали в 2022 году, золотые слитки никто заблокировать не в состоянии. Они хранятся в России. Их стоимость определяется в ходе биржевых торгов. Котировки растут, то есть эти деньги – несколько десятков миллиардов долларов, которые могли бы храниться в золоте – их Центробанк – по крайней мере, в 2020 и 2021 годах – пустил на покупку валют западных государств.
И, к сожалению, несмотря на всю очевидность ситуации, несмотря на то, что золото является самым защищенным, самым надежным активом, из которого можно делать еще различные производные инструменты невзирая на рост стоимости, постоянной политики по данному драгметаллу не предвидится – во всяком случае, пока что перемен политики регулятора по этому направлению точно не приходится ожидать. Как они не закупают золото уже на протяжении 4,5 лет, так они не собираются этого делать. И никаких, что самое главное, причин, никаких аргументов, почему они так решили, не называют. Ну примерно так же, как с таргетом по инфляции в 4%: что-то там ввели, нормально не объяснили. А мы теперь гадаем, в чем же истинные причины. А аргументов, согласно которым нужно было принимать такое решение и поддерживать его, я лично до сих пор назвать не могу.