Найти в Дзене

Честное мнение. Литературные направления: детективы

Оглавление

Сотрудники отдела городского абонемента делятся своими впечатлениями о книгах, написанных в детективном жанре. А как вы относитесь к детективам? Кого из авторов рекомендуете к прочтению? Пишите в комментариях, нам интересно.

Марина Резник

Мастера детективного жанра – особенные писатели. Об их шедеврах мы можем судить по их известным образам частных сыщиков, среди которых первыми были детектив Огюст Дюпен писателя Эдгара По, сыщик Лекок у Габорио, и конечно Шерлок Холмс у Конан Дойла. А еще есть обаятельный джентльмен-грабитель Арсен Люпен, журналист с уникальными способностями Жозеф Рультабий, гений сыска Лекок, выдающийся сыщик Кафф.

Есть множество авторов, которые на сегодняшний день незаслуженно забыты. Например, Ширли Джексон – классик американской литературы XX века. Психологический триллер «Мы живем в замке» – это один из самых сильных романов об изнанке сельского городка в Америке. «Мы живем в замке» – это история о двух сестрах Блеквуд – Мари и Констанции. Сестры и их парализованный дядя Джулиан живут в роскошном фамильном особняке в небольшом сельском захолустье. И хотя сестры ведут себя очень скромно, и практически не контактируют с другими обитателями поселка, все сельчане их ненавидят...

Большой интерес представляют так называемые «юридические детективы» американского автора Джона Гришэма. Гришэм – сам профессиональный юрист. В 1991 году он получил всемирную известность, выпустив роман «Фирма», и с тех пор каждый следующий роман Гришэма становится бестселлером.

Есть также рассказы о книжных тайнах и преступлениях, связанных с книгами, когда главную роль в произведении играет сама книга. Так, писатель Рид Фаррел Коулмен написал рассказ «Книга призраков». В этом произведении вы отправитесь в прошлое и узнаете о том, как спасенная из концлагеря книга изменила человеческую судьбу. У другого автора – Джеффри Дивера – пара убийц в Мексике пытается добраться до преступника-книголюба. И это лишь малая часть изумительных историй про книжные тайны.

Оксана Бородина

Детективы порой причисляют к так называемым «низким жанрам» литературы. Но, разумеется, все сложнее. Расследование может являться стержнем произведения, на который нанизаны иные смыслы. Детективная интрига как таковая может выступать лишь инструментом для рассуждения о множестве вещей. Криминальный роман может быть написан тонко, глубоко и пронзительно. Это зависит от автора и его таланта.

Что касается любви к этому жанру, то она вполне объяснима. Желание пережить яркие эмоции, недоступные в повседневной обыденной жизни, прикоснуться к злу, изучить собственную темную сторону, оставаясь при этом в безопасности. И, пожалуй, главное: пережить радость от возмездия. Это во многом терапевтично – погрузиться в запутанную пугающую историю, ужаснуться содеянному, но знать, что это лишь выдумка. А в конце ощутить выброс эндорфинов от того, что преступники понесли заслуженную кару.

Детектив – это загадка. А загадку необходимо разгадать. И если автор не поленится разбросать по тексту крючочки и детальки, позволяющие читателю не просто инертно потреблять произведение, а самому стать напарником сыщика, то это великолепная зарядка для ума и упоительное чувство гордости от «совместной» поимки злодея. Но для этого книга должна быть хорошо написанной, а автор действительно мастером.

Порекомендую занятно сделанный многоуровневый и мультижанровый детектив «Ночное кино» Маришы Пессл. Это произведение отчасти интерактивно, снабжено большим количеством фотографий, иллюстраций, «улик», качественно написано и весьма необычно. А еще как нельзя лучше подходит к атмосфере промозглой осени и затяжных дождей.

Никита Лейченко

Признаюсь честно: детективы всегда обходили меня стороной. Да, с классиками вроде сэра Артура Конана Дойла я знаком – читал их ещё, будучи подростком. Но на этом, в общем-то, всё. За трендами жанра слежу скорее по долгу службы. Читаю, может быть, один-два детектива в год. Не сказать, что я их не люблю – просто не моё.

При этом чисто теоретически понимаю, какие детективы мне могут понравиться. Это должны быть «чистые», не классические детективы; в них должен присутствовать юмор или внутренняя борьба антагониста с самим собой, а также – с обстоятельствами его окружающими.

В этом плане могу выделить Ричарда Османа с его «Клубом убийств по четвергам». Вместе с интересными детективными загадками Осман предлагает читателям отличный британский юмор, колоритных и запоминающихся персонажей, а также говорит о важных социальных проблемах: одиночестве стариков и скоротечности жизни. Такой коктейль мне по душе.

Могут порадовать в рамках жанра и «внезапные» антагонисты. Однако, все «незаинтересованные» дворецкие, любящие супруги, коллеги по работе и любовницы уже давно не могут удивить меня в рамках жанра. Но вот у Максима Шаттама однажды получилось: в одном из его детективов (намеренно не говорю название) главный герой произведения раскрыл преступника – им оказался... он сам. Такой сюжетный ход мне хорошо запомнился (хоть сама книга мне не очень понравилась).

В общем, детективы – отличный жанр. Понимаю, за что его любят, сам иногда «балуюсь», но настоящей любви у меня к нему нет. C'est la vie!

Ирина Лысенко

Еще в детстве любила читать мировых классиков детективного жанра: А. К. Дойла, А. Кристи, Д. Х. Чейза, М. Спиллейна и др. На мой взгляд, это один из востребованных и популярных жанров в литературе. Меня сильно могла увлечь книга тем, что ты вместе с главным героем разгадываешь тайны, ищешь настоящего убийцу, решаешь сложные головоломки, включая свое логическое мышление и интуицию. Но авторы, конечно, так мастерски старались запутать читателей, что редко удавалось понять, кто же виновник всех событий.

Из современных авторов мне нравится читать детективы французского именитого писателя Мишеля Бюсси. Его книги интригуют, держат в напряжении до последней страницы. Понравился мне дебютный детектив канадской писательницы Ниты Проуз «Горничная», который покорил захватывающим сюжетом и неожиданной развязкой.

Прочитала также яркий и солнечный детектив английской писательницы Энн Гленконнер «Убийство на острове Мюстик», написанный в стиле Агаты Кристи. С большим интересом читаю книги из серии «Детектив: новый уровень». Мне нравится в них сочетание двух жанров – детектива и триллера. Любимый автор в этой серии – известная английская писательница Рут Уэйр. Из российских авторов мне нравится творчество Людмилы Мартовой, Татьяны Устиновой, Елены Михалковой и др.

Татьяна Фирсова

По возрасту русскому детективу более 150 лет. Его история началась во второй половине 19 века, когда после проведенной судебной реформы в газетах появилось много судебных очерков и криминальной хроники.

Известно, что жанр детектива в мировой литературе появился в 1841 году. Его родоначальником был Эдгар По с элементами детектива в произведении «Убийство на улице Морг». Э. По писал его во времена расцвета американского романтизма. А в России был самым читаемым жанром реализм. И если романтизм вытекал из протестантизма, то русский реализм опирался на православие. Православие и протестантская этика были несовместимы. Отсюда вытекало глубокое противоречие.

Э. По разрабатывая жанр, предполагал, что убийство становилось частью эстетики. Любой детектив считается загадкой с тремя неизвестными: «Кто убил?», «Как убил?», «Зачем убил?» Для российского менталитета представление о преступлении как об эстетике было не допустимо. Убийство, согласно православию, считается большим грехом.

Я думаю, что именно поэтому у нас такие великие писатели как Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов и др., которых не могут отчасти понять за рубежом. А русская литература считается лучшей в мире.

Галина Бондарева

Я не считаю себя большим поклонником детективного жанра, но думаю, что понятие «хороший детектив» у каждого свое. Кто-то предпочитает современных авторов, кто-то старую добрую классику. Лично для меня это произведения Артура Конан Дойла, с его замечательными загадочными историями о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Аналитический ум знаменитого сыщика, его метод дедукции и проницательность удивляют и восхищают. Другим мастером увлекательного детектива является для меня Агата Кристи. Ее произведения объединяет легкий слог, превосходный стиль написания в сочетании с интригой и тонким юмором. А ее неподражаемые Эркюль Пуаро и миссис Марпл держат читателя в напряжении до последних страниц. Поэтому всегда с удовольствием могу перечитать книги данных авторов.

Надежда Рогина

Детективы читаю не часто. На мой взгляд, этот жанр не позволяет максимально глубоко погрузиться в личность персонажа, как в обычной драме, исследовать внутренний мир героя, а для меня именно это сегодня значимо в литературе. Но время от времени хочется разгадать загадку или расследовать происшествие. Тогда обращаюсь к творчеству Людмилы Мартовой. Её детективы лаконичны, не занимают много времени в прочтении, умно и правдиво написаны. Герои – отражение нас, обычных людей, с которыми происходят естественные жизненные истории, в которые действительно веришь, т.к. и с тобой или твоими знакомыми такое вполне могло произойти. Ещё нравится творчество автора Валерия Шарапова. Его детективы позволяют очутиться в послевоенном советском времени, пишет он просто, честно, здорово сохраняя колорит эпохи и интересно.

Ольга Сизикова

Очень люблю детективы. Из последних мною прочитанных книг в этом жанре могу выделить детективы Джо Спейн и Майка Омера.

Мой самый любимый детектив Джо Спейн «Кто убил Оливию Коллинз?». В маленьком элитном посёлке находят труп Оливии Коллинз. В ходе расследования выясняется, что женщина успела перессориться со всеми соседями до такой степени, что у каждого из них была причина убить её. Но кто же стал тем самым убийцей?

У Майка Омера советую прочесть детектив «Гибельное влияние». Это первый роман новой детективной серии. Главная героиня в прошлом росла в опасной тоталитарной секте, а в настоящее время работает психологом – переговорщиком. Внезапно она узнаёт, что сын её подруги был похищен. Тяжёлое прошлое вновь начинает преследовать её, когда она пытается найти мальчика.

Детективы этих авторов смогут удержать ваше внимание и будут держать в напряжении до самого конца.