По мнению эксперта Андрея Лаврова, упор будет сделан на социальную повестку.
Челябинская городская Дума нового созыва провела первое заседание. В новый состав вошли 25 депутатов, избранных по одномандатным округам и еще 12 по партийным спискам.
Фракция Единой России в Думе стала самой многочисленной и включила в себя 31 депутата. Сама структура городской Думы осталось прежней, включив в себя пять постоянных комиссий.
Мы попросили регионального представителя Агентства политических и экономических коммуникаций в Челябинской области Андрея Лаврова рассказать, как изменилась городская Дума и какие задачи предстоит решать депутатам.
Рост доверия
— Если начинать издалека, то как, по Вашему мнению изменится отношение горожан к гордуме, учитывая, что это первый за 10 лет созыв, избранный напрямую?
— Есть очень прямой закон, который даже не социологический или политологический, он находится в измерении здравого смысла: чем прямее выборы, тем больший авторитет в глазах граждан приобретает легислатура.
Поэтому, отмена ступеней в выборах всегда работает на большее доверие, но она же продуцирует и больший спрос. Если раньше с членов гордумы и спросить-то по большому счёту нечего было (обещали-то в основном районные депутаты), то сейчас ситуация изменится.
Я не хочу здесь в чём-то обвинять муниципальных депутатов, они могли искренне обещать горожанам лавочку возле дома, но проблема в том, что ресурсов для установки этой лавочки у них не было.
Совершенно естественно, что такая ситуация породила жуткий кризис доверия. Теперь же всё прямо и конкретно. Я ожидаю, что это повлечёт за собой усиление работы депутатов в округах, так как ранее мы имели анахроничную ситуацию, когда парламентарии чрезвычайно неохотно работали на территориях.
Сейчас же всё, наступило время новой депутатской этики. В моём понимании «этика» в данном контексте — это прежде всего уровень прямой коммуникации со своими избирателями, работа на участке.
О персонах
— Насколько поменялся состав думы? Какие группы усилили своё влияние, может есть те, влияние которых, наоборот, ослабло?
— Вы знаете, даже по голосованию мы видели одну очевидную вещь: это Дума, члены которой воспринимают себя не представителями отдельных групп, а представителями публичной власти, главой которой в регионе является Алексей Текслер.
На партийном же уровне мы видим тотальное доминирование «Единой России». Это показывают все цифры. С другой стороны, мы можем наблюдать присутствие в городском парламенте всех партий «большой пятёрки». Я, например, этому чрезвычайно рад, так как считают, что должны звучать голоса всех политических сил. Здесь подчеркну, что это именно голос, а не возможность влияния на принятие решений.
— Если мы говорим о наиболее значимых акторах нынешнего созыва, то что можно сказать о новом спикере, Сергее Буякове?
— То, что он станет председателем было очевидно, только ленивый про это не говорил и не писал. Сергей Буяков — человек в политике не новый, на уровне города достаточно известный, местный, выросший и состоявшийся политически именно в областном центре.
Для меня принципиально важно, что спикер открыт к общению с гражданами. Это абсолютно необходимая для депутата вещь в новых условиях. Я не хочу, что называется, «бросать в след», но, по моему мнению Андрею Шмидту не хватало этой самой открытости. Коммуникации с населением у спикера могли быть активнее. Новые времена просто требуют этого!
— А о вице-спикерах: Кирилле Матвееве и Иване Горнове что можно сказать?
— Люди, опять же, не новые, известные, давно заметные в политическом поле Челябинской области, уважаемые. Я бы лучше здесь более подробнее остановился на наиболее значимых комиссиях Думы.
Например, комиссии по бюджету. Совершенно ясно, почему её глава стал вице-спикером и почему это Иван Горнов. Он давно этим занимался, большой специалист в этом деле. Понятно, почему он стал замом, потому что бюджет города — это главное.
В этом же ключе абсолютно ясно, почему самый яркий из депутатов Антон Рыжий стал председателем комиссии по соцполитике. Тут сам Бог велел, потому что в нём сочетается сразу две основные темы данной сферы: медицина и дети. Полагаю, что в социальной повестке городской думы появится много ярких ивентов и инициатив.
В новых условиях существенно вырастет значимость и субъектность комиссии, которая занимается депутатской этикой. Нужно чётко осознавать, что прошлый созыв избирался в совершенно других условиях и, соответственно, работал по их лекалам. Сейчас же времена изменились, стандарты работы парламентариев поменялись.
Сцилла и Харибда
— Какие тактико-стратегические задачи сейчас стоят перед гордумой? Говорит ли что-то о направлениях работы бэграунд спикера, который возглавлял комитет ЗСО по соцполитике?
— Вы пытаетесь меня склонить к мнению, что это будет состав с совершенно иным подходом к социальной политике и проблематике. На самом деле это сам-собой напрашивающийся вариант.
Стратегические задачи нового созыва, понятны. Они чётко обозначены в девяти пунктах программы губернатора
Это общий федеральный тренд на повышение внимания городских властей именно к данной сфере. Главным в их работе становится обеспечение наилучших условий для развития социума. Поэтому усиление внимания ЧГД к проблемам соцразвития, вполне логично.
Конечно, усиленное внимание в этой сфере будет уделено работе с участниками СВО и членами их семей. Это можно проиллюстрировать конкретным кейсом, в новом созыве гордумы есть ветеран спецоперации, Сергей Бормотов.
В целом же, стратегические задачи нового созыва, понятны. Они чётко обозначены в девяти пунктах программы губернатора. Тактические, тоже понятно, они вытекают из текущих событий.
Вот, например, происшествия в школах. Мы же понимаем, что этим придётся заниматься, в том числе, и городским парламентариям? И в каждой из сфер мы можем выделить подобные моменты, на которые члены ЧГД (в условиях повышения требований государства, с одной стороны, и общества, с другой) не обращать внимания просто не имеют право.
— В этом смысле мы можем говорить о том, что городские парламентарии находятся между Сциллой и Харибдой? С одной стороны, требования государства, с другой, запросы общества.
— В целом, да. Муниципалитеты — это самый близкий к людям уровень власти, обеспечивающий работу на местах. Они же даже не законы принимают, а нормативно-правовые акты. «Нормативно», то есть, их задача — обеспечить нормальную жизнь. Государство это тоже понимает и, соответственно, постоянно повышает требования к эффективности работы муниципальных образований.