Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Фантастика и реальность Александра Беляева

Александр Романович Беляев - русский писатель-фантаст, во многом предсказавший нашу нынешнюю реальность. Есть в этом парадокс, который на поверку оказывается вполне логичной причинно-следственной связью. Представьте: все изобретения есть плод фантазии смелого, свободного, по-детски ничем не ограниченного, кроме сказочного воображения, ума создателя. Именно эти черты, вкупе, конечно, с научными изысканиями, дают миру непостижимы прежде открытия и достижения. Но ведь именно те же черты и качества отличают любого художника - хоть и того же писателя. Который, по сути, о чем намечтает себе, то и выписывает на страницах, готовых стерпеть все, что угодно. Так и выходит, что на стыке лирики и физики писатели-фантасты во всей смелости своих фантазий приближают будущую реальность, которую строят такие же смелые хулиганы-ученые. И был таким, сочетающим физику и лирику, первым русским писателем, полностью посвятившем себя фантастике. А по факту - и прогнозированию будущего, футурологии. Он предвид

Александр Романович Беляев - русский писатель-фантаст, во многом предсказавший нашу нынешнюю реальность. Есть в этом парадокс, который на поверку оказывается вполне логичной причинно-следственной связью. Представьте: все изобретения есть плод фантазии смелого, свободного, по-детски ничем не ограниченного, кроме сказочного воображения, ума создателя. Именно эти черты, вкупе, конечно, с научными изысканиями, дают миру непостижимы прежде открытия и достижения. Но ведь именно те же черты и качества отличают любого художника - хоть и того же писателя. Который, по сути, о чем намечтает себе, то и выписывает на страницах, готовых стерпеть все, что угодно. Так и выходит, что на стыке лирики и физики писатели-фантасты во всей смелости своих фантазий приближают будущую реальность, которую строят такие же смелые хулиганы-ученые. И был таким, сочетающим физику и лирику, первым русским писателем, полностью посвятившем себя фантастике. А по факту - и прогнозированию будущего, футурологии. Он предвидел изобретение искусственного легкого, создание орбитальной космической станции, акваланга со сжатым воздухом, беспилотных аппаратов, безграничные возможности пластической хирургии (в частности, по смене цвета кожи представителя другой расы).

Но начиналось все с вполне земных событий. Александр родился в марте 1884 года в Смоленске в семье православного священника Романа Беляева. Отец видел сына продолжателем династии и тот действительно даже поступил в духовную семинарию. "Даже" - потому что Саша с детства более всего другого обожал чтение, театр и музыку, а семинаристам разрешалось даже припадать к прессе лишь после особого письменного разрешения ректора. И пусть он окончил семинарию в 1901 году, священником становиться не решился.

Это время - рубеж веков и эпох - было смешением множества течений в искусстве, философии, идеологии. Увлеченный Беляев не оставался в стороне, играя на скрипке и рояле, занимаясь фотографией и живописью, даже играя в театре родного смоленского Народного дома. Уже позже его будут называть "русским Жюлем Верном", а ведь среди любимых его авторов французский коллега был на первом месте! Время столкновения наук и искусств, духовности и промышленности давали почву футурологическим прогнозам, представлениям о том, каким будет или может быть мир спустя 30, 50, 100, 300 лет. Вот и будущий писатель зачитывался приключенческими романами, мечтал о сверхспособностях, как их герои. Однажды он даже прыгнул с крыши, пытаясь «взлететь», и серьезно повредил позвоночник. Это ли не детство души, не безграничность веры в невозможное? Вот, что объединяло во все века детей, художников, изобретателей и....сумасшедших.

Но увлечения и фантазии не могли стать полноценной реальностью и 18летний выпускник семинарии поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Случилась первая Революция и юношей Беляев участвовал в студенческих стачках, строил в Москве баррикады, записывал происходящее, вел дневник, который чуть не сжег, подвергаясь обыскам. Жандармское управление взяло молодого человека "на карандаш".

-2

В 25 лет Беляев вернулся в Смоленск, получив юридическое образование. Роман Беляев умер и в семье Александр остался за старшего. Не забыв любовь к творчеству и свое мастерство, он оформлял театральные декорации или играл на скрипке для оркестра местного цирка. Но и юридическая практика не простаивала - Александр получил должность частного поверенного. Впрочем, искусство он не смог оставить - параллельно писал театральные рецензии, обзоры с концертов и литературных салонов для газеты «Смоленский вестник».

Наконец, юриспруденция стала приносить ощутимый доход и, после успешного процесса, Беляев отправился по Европе. Там он изучал историю искусств, путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, югу Франции.

Вернувшись домой, в родном Смоленске Александр, вместе с виолончелисткой Юлией Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна», играл в любительских постановках. Однажды во время смоленских гастролей его увидел сам Станиславский, предложивший Беляеву присоединиться к труппе. Но тот не решился покидать город и свои многочисленные творческие увлечения ради службы в театре.

Беляев успел дважды жениться и оба раза неудачно - жены покинули Александра довольно скоро после бракосочетаний.

В 35 лет Беляев узнал, что болен туберкулезом позвоночника - сказался тот "полет" с крыши. После осложнения и неудачной операции Александр Беляев три года не мог передвигаться и еще три ходил в специальном корсете. Вместе с матерью он отправился в Ялту на реабилитацию. Там писал стихи и занимался самообразованием: изучал медицину, биологию, технику, иностранные языки, читал, помимо любимого Жюля Верна, футуролога и фантаста Герберта Уэллса и космиста Константина Циолковского. Все это время рядом с ним была медсестра Маргарита Магнушевская - они познакомились в 1919 году. Она и стала третьей женой Беляева.

Спустя три года, в 1922 году Беляеву, наконец, стало лучше. Семья перебралась в столицу. Здесь Александр Беляев посвятил себя одной музе - литературе, сформировавшейся в научно-фантастическое направление. Его печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля», который позже писатель переделал в роман. Сказалось все - его собственный опыт трехлетнего пребывания в качестве "говорящей головы", увлечение наукой, рост возможностей в хирургии. С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики.

В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р. Б., Б. Р-нъ, А. Романович, А. Роме.

Когда ему было 44, опубликовали его популярнейший впоследствии роман «Человек-амфибия» . В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Ну, и, как мы помним, вдохновить его этим было несложно, судя по опыту полета в детстве. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников — произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз. Насчет амфибии бытует и легенда, что когда-то Беляеву было видение, что его брат не смог выбраться из туннеля.

Беляев в детстве и в юности - с братом
Беляев в детстве и в юности - с братом

Спустя время брат погиб, а Беляев решил "сублимировать" травмирующий опыт в творчестве, создав историю, в ходе которой человек из туннеля выбирается, пусть и не на воздух к людям, а в море...

-4

Несмотря на успех, семье приходилось нелегко. В Ленинграде Беляеву не подошел климат и семейство переехало в теплый Киев. Там старшая дочь Людмила умерла, а младшая Светлана тяжело заболела, да и сам писатель переживал обострение давнего недуга.

С Маргаритой, Людой и родственниками
С Маргаритой, Людой и родственниками

Печатать Беляева желали на украинском, которого тот не знал. Семья вернулась в Ленинград, в январе 1931 года перебравшись в пригородный Пушкин. Там, занявшись изучением человеческой психики, Александр Романович создал произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха».

В 1930-е Беляев увлекся космосом, сдружился с сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского. После знакомства с работой ученого о межпланетном дирижабле появилась идея романа «Воздушный корабль». Циолковский высоко оценил произведение - и с художественной, и с научной точки зрения. Они переписывались вплоть до 1935го года, когда Константина Эдуардовича не стало. Спустя год в журнале «Вокруг света» вышел роман о первых внеземных колониях «Звезда КЭЦ». Этот роман Беляев посвятил ученому - КЭЦ инициалы Циолковского.

С 1939 года для газеты «Большевистское слово» Беляев писал статьи, рассказы, очерки о Константине Циолковском, Иване Павлове, Герберте Уэллсе, Михаиле Ломоносове. А незадолго до начала Великой Отечественной войны вышел последний прижизненный роман писателя - легендарное произведение «Ариэль». Знаковый для самого автора.

С началом войны от эвакуации из полюбившегося Пушкина недавно прооперированный писатель отказался. Он был очень слаб, вставал лишь для умывания и принятия пищи. Вскоре в город вошли немцы.

Город Пушкин в годы войны
Город Пушкин в годы войны

Слабеющий и истощенный Александр Романович буквально пух на глазах своей семьи. В январе 1942 года Александра Беляева не стало. Беляева похоронили в братской могиле вместе с другими жителями города и его вдова впоследствии безуспешно пыталась разыскать могилу мужа. Однажды она нашла его очки с запиской: «Не ищи моих следов на Земле. Жду тебя на небесах. Твой Ариэль».