В последние дни 2021 года ПАО «Газпром» радовался успехам. Выручка компании подскочила на 61%, до 10,2 трлн рублей, а капитализация впервые за много лет перевалила за $100 млрд.
На этом фоне было объявлено о строительстве третьего небоскреба на берегу Финского залива в Санкт-Петербурге. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер тогда писал:
В 2022 году работы будет еще больше, чем в 2021 году, поэтому — новых рекордов, новых успехов, новых достижений.
Но, как оказалось, пророческой была только первая часть его поздравления.
Плохой Год и Большие Проблемы
С началом специальной военной операции* противостояние России и западных стран перешло на газовый фронт. К концу 2022 года большая часть трубопроводов «Газпрома» в европейском направлении оказалась недоступной. Украина отказалась принимать газ через станции, оказавшиеся на территории Луганской народной республики, а взрывы на «Северных потоках» лишили Россию возможности поставлять в Европу до 110 млрд куб. м газа.
«Нефтяные компании могут перенаправить экспорт через морские пути, а «Новатэк», если ему запретят экспорт сжиженного газа в Европу, может отправить его в Азию морским путем. А трубопроводный газ сегодня никак невозможно быстро переключить. Поэтому «Газпром» оказался в наиболее сложной ситуации», — объясняет эксперт Финансового университета и Фонда национальной безопасности Станислав Митрахович.
Переход на Нефть
Пока газовый бизнес терпел убытки, нефтяной сегмент «Газпрома» показывал рост. В 2023 году доходы нефтяного бизнеса выросли на 30%, до 3,9 трлн рублей, и заняли 41% в общей выручке. «Газпром» вынужденно становится нефтяной, а не газовой компанией, — рассуждает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. — Именно нефтяной бизнес сдерживает падение акций «Газпрома», и, вероятно, именно за его счет компания будет развивать переориентацию экспортных потоков на восток».
Сахалинская Энергия. Новая Надежда
В марте 2024 года «Газпром» выкупил долю Shell (27,5%) в «Сахалинской энергии» за 94,8 млрд рублей. Это решение, по мнению главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс» Максима Худалова, логично, учитывая потери компании на европейском направлении. «Газпрому» также нужны компетенции на рынке СПГ для эксплуатации газового комплекса в Усть-Луге, где планируется производить до 13 млн т сжиженного газа в месяц.
Азиатские перспективы
Чтобы вернуть форму, «Газпром» ищет новых покупателей в Азии. Сейчас газ в Китай поставляется по трубопроводу «Сила Сибири» мощностью 38 млрд куб. м. В 2023 году поставки в этом направлении увеличились в полтора раза, до 22,7 млрд куб. м, что все равно меньше шестой части поставок в ЕС в 2020 году.
Руководство компании надеется построить вторую «Силу Сибири» с мощностью 50 млрд куб. м в год, но перспективы этого проекта туманны. По словам Худалова, на согласование «Силы Сибири — 2» может уйти еще не менее года-полутора.
Также «Газпром» рассматривает возможность поставок в Иран. Проект трубопровода в Иран — задача амбициозная, но ранее 2028 года он вряд ли может заработать. Иран представляет собой перспективное направление, но это скорее задел на среднесрочную перспективу, а не на ближайшие годы, считает Митрахович.
Таким образом, «Газпром» столкнулся с серьезными вызовами, потеряв основной рынок в Европе. Однако компания сумела оправиться, благодаря росту нефтяного сегмента и новым проектам, таким как «Сахалинская энергия». Перспективы на азиатском рынке пока остаются туманными, но «Газпром» продолжает искать новые пути развития, не отказываясь от своих амбиций.
Источник: proekt-gaz.ru