Найти тему

Как набрать новых навыков умственно отсталому человеку?

Свету пускают в игровую "Замания". Я очень благодарна персоналу!
Свету пускают в игровую "Замания". Я очень благодарна персоналу!

У нас в семье есть девушка, которая навсегда осталась трехлеткой. Света растет, у нее нормальный рост и вес для девушки-подростка, активность среди малышей пора заменять на что-то другое.

А чем же можно занять девушку 13 лет, которая очень любит шуршащие бумажки и пакеты желтого цвета? И майки желтые любит, и плащи, и сумки - ничего мимо не пропустит. За все прекрасные желтые вещи Света хочет подержаться. В идеале - отобрать себе, чтобы долго трясти перед собой этой яркой вещью. А напоследок порвать на мелкие кусочки. Это все, что Света может сделать сама, без инструкций извне. Это все, что Свете самой хочется.

Каким-то фантастическим образом надо продолжать набирать новые навыки. Или хотя бы удерживать то, что уже наработано. Правильными словами этот процесс называется "генерализовать навык".

Вот мы давно не ходили в кафе. Сегодня впервые выбрались за два прошедших месяца. Расположились на веранде кафе Андерсен в Крылатском. Там кстати, собаке всегда дают воды. И вообще к Тиму хорошо относятся. Мне понравилось, как Света себя вела. Намного выдержаннее, чем Семен. Света села туда, где я ей определила место. То есть у барьера, за моим стулом. Чтобы у Светы не было никакой свободы маневра. Принцип из АБА-терапии - организовать пространство аутисту так, чтобы он и не смог нарушить чужой отдых. Затем Света терпеливо ждала, пока мы с Сеней сделаем заказ, пока принесут еду. Теребила в руках салфетку, пила водичку и не возмущалась ничем. Да мне и некогда было на Свету посмотреть! У меня был Семен - гвоздь любой программы.

Признанный нейротипичным Сеня отличился в кафе Андерсен с первой минуты. Сначала Сеня налил себе воды, глотнул и плюнул обратно в стакан. О! Я сильно была возмущена. Чуть позже официант принес картофель фри, Сеня вытащил пальцами одну картофельную палочку и начал предлагать официанту( ну ой. Вдруг, после подробного обсуждения меню и сделанного заказа, посреди пиццы, Семен стал мне объяснять, что всякий мальчик обиделся бы, если бы так же, как Сене, мама не купила ему коктейль мохито, а купила на всех морс из клюквы. Ну знаешь ли Сеня! Я по твоему выбору заказала еду. А напитки заказала для всех такие, какие подойдут нам троим. Вот будешь зарабатывать сам, будешь выбирать, что есть и что пить, сам, без мамы!

Апофеоз случился ближе к концу обеда. Сеня подскочил к привязанному за моей спиной Тиму и стал требовать от него подняться на задние лапы. Тут уж я покричала, извините, кто был рядом( Ну как должен подняться пес на задние лапы, если он привязан на короткий поводок?! Вот полчаса из жизни Семена в общественном пространстве. Еще он сбегал в зал кафе несколько раз, и там наверное, не был вежливым, как положено. Но это уже осталось за кадром.

Ой. Семен опять пробрался не в свою статью!

Так вот. Что же делать с развитием Светы? Как ей раздвигать возможности? И надо ли? Помню, как набирали первые навыки - самой натянуть штанишки. Свете достались как-то колготки с плохой резинкой. И она была вынуждена колготки подтягивать. Прекрасный опыт! После Света уже уверенно подтягивала любые штанишки, если помочь ей правильно поставить ножки в штанины. Света научилась застегивать молнию. Если молнию соединить, начать застегивать и не дотянуть до конца, то Света сама о себе позаботится.

Света умеет мыться с шампунем. Так этот навык совсем просто достигается: капаем ребеночку шампунь на ручки и на волосы. Сажаем в ванную и открываем воду из крана. Все! Дальше Света видит, как по рукам бежит пена, начинает подставляться под воду, чувствует пену на себе, водит ручками и постепенно сама моется! Спинку конечно я помогу помыть. Теперь уже Света сама приходит в ванную, сама забирается, сама включает воду. Для генерализации навыка требуется добавить умение вытираться. И еще важно, чтобы цикл "помыться и вытереться, одеться в чистую одежду из шкафа", чтобы весь этот процесс Света могла повторить где-то еще, не дома. Например, в санатории, или в гостях.

Света хорошо умеет себя вести в кафе. Или же дорожит такой возможностью выйти из дома, чтобы покушать что-то новенькое. Все-таки голодное детство на протертом столе в отделении для лежачих со Светой останется навсегда. И еда основной фактор влияния на ее поведение.

Света освоила много важных моментов по самообслуживанию. Научилась просить то, что сама делать не может. Например, воду Света себе успешно наливает. А чай - не наливает. Зато может показать карточку с чайником и таким образом попросить себе чашечку чая.

Необходимо развивать бытовые навыки в сторону уборки, обустройства, организации питания. Света может поменять себе постельное белье. Снять простыни и отнести в стиральную машину. Этот навык кажется хорошим до тех пор, пока Света не начала менять простыни каждые два часа. Просто на новые простыни хотелось девочке посмотреть! А мама за день успевала только вывешивать постиранное и застилать чистое.

Я попыталась научить Свету стирать руками в раковине носочки. Мне казалось, что такой простой навык! И полезно поручить Свете носочки, разбросанные Семеном по всей квартире. По факту носки как область применения талантов Свету не интересуют. Зато теперь она в любой момент может снять с себя одежду и "постирать". Или же еще интереснее - зайти в кладовку, выбрать мое платье или блузу, и постирать! Бывают дни, когда я по следам Светы целую машинку набираю "постиранной" одежды.

Вот поэтому мы вынуждены искать профессионалов, которые помогут нам найти возможные активности Светы в быту. Помогут генерализовать уже существующие навыки. Помогут выработать у Светы стоп-сигналы. Мне не всегда удается словом "Нет" остановить нашу деятельную дочь от очередного подвига.

Вопрос, где этих профессионалов найти? Многочисленные реацентры нацелены на "развитие интеллектуальных функций", то есть обучают малышей сортировать вещи, различать цвета, натаскивают на когнитивные задачки. По сути, готовят детей к школе. Света уже по возрасту не вписывается в общепринятые программы реабилитации, и плюс к этому я прошу педагогов что-то такое, что они раньше никогда не делали.

В школе у Светы очень хорошая учительница. Она со Светой занимается и чтением, и счетом. Но ведь прямо в школе можно ходить в столовую, мыть руки перед едой, ходить в туалет. Можно гулять на площадке у школы. На днях я обратилась к руководителю нашей школы, чтобы попросить дополнительную нагрузку Свете. Оказалось, что вся возможная учебная программа у Светы уже задействована. Вот смогли изыскать и добавить один урок с коррекционным педагогом.

Мне сказали, что в столовую Свету не пустят. Там же другие дети! Вот как. Я сразу отреагировать не смогла. А теперь думаю, ну да, есть другие дети. И что? Свету там побьют? Или Света кого-то побьет? Не было еще такого. И не будет. Света умеет обойти других детей, не задеть, не потревожить. Она заинтересована в своем спокойствии. Семен Свету давно научил социальным правилам общежития. Свое-чужое Света тоже хорошо различает, Бывает, конечно, когда не справляется со своими порывами. Например, съела в своей тарелке моцареллу и идет к папе, чтобы вытащить моцареллу у него из тарелки(( Вот тут никак пока не удается справиться. С этой точки зрения конечно в столовой Свете кто-то должен помочь остановиться. Рядом со Светой постоять.

Есть еще вариант социализации - получить место в социальном центре, там тоже обещали реабилитацию и занятия. Пусть даже и без занятий, главное, чтобы воспитатели вынуждали Свету выполнять правила. Чтобы бытовые действия в новом помещении, среди других людей Света продолжала выполнять. И даже может быть, стала бы больше делать самостоятельно. Вот такая у меня мечта. Сбудется или нет, пока не известно. Документы мы собрали, на все вопросы ответили, что могли, сделали. Если появится место, Свету конечно будем водить на полдня. Другой разговор, а согласится ли Светочка остаться в таком реацентре? Все может быть. Помню, как Света рыдала у дверей "Территории речи" на Красносельской. Как сопротивлялась и не хотела идти в класс. А всего лишь учительница немного быстрее давала задания, чем Света успевала отреагировать. НЕ было темпового единства у Светы с учителем, и все! Урок за уроком накопилась обида, и Света отказалась заниматься. Так что какие бы планы я не строила, в конечном итоге все будет так, как надо нашему вечному ребеночку. Пока она сама не захочет подняться над собой, я ничего не смогу сделать. Надо пытаться и вынуждать Свету выйти из своего комфортного мирка. Надо Свету подталкивать к новым действиям. Но я теперь делать это все сама боюсь, у меня вон уже постирано полгардероба(( Надо очень аккуратно вводить новые навыки и умелки. С учетом возможных последствий.

Подскажите, друзья, а какие навыки и умения в быту на ваш взгляд, достижимы для трехлеток? Для малышки, которая не думает о последствиях своих действий. Чему обычно таких детей обучают в первую очередь?