Пока одна часть кинематографистов исследует человеческую душу, раскрывая зрителю его потаённые страхи, забытые травмы прошлого и жизненные комплексы, другая экспериментирует с подачей более близкой широкой аудитории проблематики - неоднозначности нашей внешней оболочки. Совпадение ли, что в 2024-м году на эту тему выпустили сразу два многозначительных фильма, премьеры которых состоялись на различных международных кинофестивалях? Недавняя "Субстанция" Корали Фаржи осудила эксплуатацию женской красоты в современном обществе через призму едкой и громкой провокации, установив для развлекательного кино новую планку жанровых стандартов. Бойкая, феминистская сатира на мир шоу-бизнеса высмеяла типаж искусственности внешнего вида, однако ещё до премьеры второго фильма Фаржи на эту тему со зрителями смог поговорить Аарон Шимберг: его "Другой человек", чья премьера состоялась на Берлинале в феврале этого года, тоже осуждает эксплуатацию внешности, только делает это более тихо и скромно по отношению к аудитории
На пороге истории находится начинающий актёр, страдающий от нейрофиброматоза: его лицо деформировано до неузнаваемости. Кажется, что Эдварда не ждут никакие перемены в будущем, однако знакомство с соседкой из квартиры напротив зажигает в сердце героя маленький огонёк: девушка собирается поставить дебютную пьесу по мотивам жизни Эдварда. В то же самое время протагонисту предлагают пройти экспериментальную операцию по удалению лицевых наростов, и, неожиданно для самого героя, она даёт положительные результаты: Эдвард обретает красивое и мужественное лицо (а как по-другому назвать Себастиана Стэна?), но выдаёт себя за другого человека, чтобы начать полноценно новую жизнь, вдали от проблем и отношений с людьми из прошлого. Можно предположить, что эта сказка вверх тормашками изначально утянет Эдварда в сублимационную бездну: и в таком случае вы снова будете правы
"Другой человек" расследует идею потери самоидентификации сугубо в традиционных для жанра тонах: отказ от прежней личности, как от своего прежнего "я", открывает широкие перспективы для безбедной будущей жизни, но в то же время забирает у героя самое чистое и хрупкое человеческое - душу. Прежний Эдвард "мёртв", как мертвы и его невинные эмоции, а новый Эдвард лишь блекло отбрасывает тень своей прошлой версии. Конфликт между "внешним" и "внутренним" лишь эскалируется, когда неожиданно объявляется бывшая соседка героя, с папочкой готового сценария под рукой: она всё ещё желает поставить пьесу по мотивам жизни Эдварда, на этот раз - в качестве посвящённого ему трибьюта. Одновременно с героиней дебютирует и другой страдающий от нейрофиброматоза человек: зовут его Освальд, и он покоряет своей харизмой и не зачерствевшей душой всё окружение Эдварда. Так и рождается конечный, самый важный конфликт фильма
"Другой человек" мягок и изящен, настолько, что начинает казаться ярким антиподом той же "Субстанции" (не даром оба фильма выходят с разницей в парочку недель), на этот раз - для представителей не только женского пола, но и мужского. Извечно банальный вопрос подвергается Аароном Шимбергом широким издержкам и нескольким отступлениям, а сюжет порой уходит в дебри чёрной (в полноценном представлении этого слова) комедии, иронизирующей над лекальной театральной драматургией и скованными актёрами, буквально надевающими маски других (слово "другой" в контексте обсуждения ленты - буквально неотъемлемая её часть), посторонних людей. Смена имиджа и личности хоть и приветствуется Шимбергом в юмористическом ключе, но оставляет после себя хаотичные последствия, без возможности возвращения к своему прежнему "я"
И теперь на экране разыгрывается театральная постановка с конфликтом двух вводных: Эдварда и Освальда, лица и души, "внешнего" и "внутреннего". Себастиан Стэн, получивший за роль в фильме "Серебряного медведя", блестяще показывает разноплановую метаморфозу своего персонажа: от чувствительного и скромного актёра до циничного и эгоистичного красавца, продолжающего метаться между "прошлым" и "будущим". Не желающий отказываться от лица, но продолжающий бороться за душу, герой вступает в психологическое противостояние со своей прямой противоположностью - Освальдом, в вальяжном, потрясающем (без громких эпитетов в контексте описания его роли обойтись нельзя) исполнении Адама Пирсона. Весь "Другой человек" - это театр Стэна и Пирсона, и всё режиссёрское внимание отдаётся их персонажам. Только, в отличие от той же "Субстанции", теперь ключевой "макгаффин" фильма - герой не симпатичный и миловидный, а деформированный. Интересный поворот жанровых правил на сто восемьдесят градусов
Вдобавок, "Другой человек" будто бы специально отсылает зрителей в сторону позднего американского нуара, окрашенного более светлой и позитивной цветовой палитрой: простираемые американские улочки и узкие жилые квартирки подчёркивают метания главного героя между двумя жизненными константами. Частые масштабирования и устаревшие методы ручной съёмки отсылают Шимберга в сторону классического американского кинематографа, в контекст которого идеально вписывается "взрослая" сказка про самоидентификацию и внешность. В то же время очевидная предсказуемость картины компенсируется её простилаемой юмористической подоплёкой: будто бы сам режиссёр в открытую иронизирует над стандартами человеческой красоты. На этот раз - без лишних провокаций и элементов боди-хоррора: всё максимально гуманно и традиционно
Очевидно, что Шимберг не ставил перед собой задачу открыть зрителю глаза на извечную проблему преобладания "внешним" над "внутренним". Все конфликты и темы фильма уже были задействованы в предыдущих жанровых работах, что, видимо, понимал и сам постановщик, задействуя в истории не столько тяжеловесные драматические отступления, сколько частички чёрной комедии, превращающие "Другого человека" в лёгкое, не обременённое лишним морализаторством развлечение. На банальный вопрос, поставленный в начале ленты, Шимберг сразу же отвечает так прямолинейно, что его работа моментально начинает терять нотки индивидуальности. Но классические для подобных проектов недостатки запросто нивелируются разнобойным анти-дуэтом Себастиана Стэна и Адама Пирсона: и стоит понадеяться, что для обоих актёров "Другой человек" станет самым громким откровением за последние годы, которое лишь проложит им дорогу в неоднородное карьерное будущее. Лишь бы не повторилась ситуации с героем Стэна из самого фильма