Найти тему
KP.RU:Комсомольская правда

«Дядя, помоги, мне холодно…»: 11-летний мальчик попал в чудовищное происшествие из-за попытки сделать крутое видео для девчонки

Аркаша Аксенов смог выжить. Фото: предоставлено героиней
Аркаша Аксенов смог выжить. Фото: предоставлено героиней

В конце декабря 2020 года в Санкт-Петербурге случилось ЧП — на железнодорожной станции попал под товарный поезд 11-летний уроженец Челябинска Аркадий Аксенов. Он лишился обеих ног, но чудом остался жив. Почему мальчик решил запрыгнуть на поезд и как спасали ребенка, которого бросили «друзья-зацеперы», КП рассказала его мама.

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ И СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Аркадию Аксенову на момент случившегося было 11 лет. За три года до этого его семья переехала из Челябинска в Санкт-Петербург. Семья у мальчишки большая — трое братьев, он самый старший и всегда был гордостью.

Мальчик с детства занимался спортом. Как рассказывает его мама Мария Петрова, еще в шесть лет он полюбил тайский бокс. В Челябинске тренировался в клубе «Бангкок». С переездом тренировки не оставил. В Санкт-Петербурге семья нашла хороший клуб. Аркаша параллельно занимался самбо, греко-римской борьбой, смешанными единоборствами ММА, выступал на соревнованиях.

— Тренировки в клубе прекратились весной 2020 года, когда объявили карантин. Но и тут сын нас удивил — увлекся бегом, — рассказывает Мария. — Мальчик вообще спортивный: велосипед, скейт, сноуборд, плавание. И младшие братья от него не отстают, он для них пример!

Но 26 декабря жизнь семьи полностью перевернулась.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

— Этот день был самым обычным выходным днем. Пока в 17:36 мне по телефону не ответили: «Да, нашли, ваш сын у нас. Он попал под поезд. Возьмите документы и, по возможности, приезжайте». В этот момент обычная жизнь нашей семьи кончилась, — с дрожью в голосе вспоминает Мария Петрова.

В субботу 26 декабря травмированного 11-летнего Аркадия Аксенова на путях на перегонe «Проспект Славы-Санкт-Петербург-Товарный-Витебский» увидел машинист маневренного состава. До этого мальчик почти час умирал на снегу совершенно один.

На видео страшного случая, которое появилось в Сети, заметно, что Аркаша был в сознании. Он пытался приподняться, пробовал ползти. В СМИ Аркадия, который соскользнул под колеса товарного поезда, сразу окрестили зацепером, мол, да, жалко мальчишку, но сам виноват.

Но был ли Аркадий зацепером? Следствие установило, что нет. Его мама рассказывает, как все было на самом деле.

Аркадий учится в пятом классе. В сентябре 2020 года он начал встречаться с девочкой, но потом они расстались. Мальчик переживал и пытался снова возвыситься в ее глазах.

— И тут один знакомый шестиклассник «подгоняет отличную тему»: у него есть друзья постарше, они снимают крутые видео для блога. Про настоящих мужиков, про экстрим. Надо просто запрыгнуть на товарняк или электричку на ходу, а потом спрыгнуть. Желательно сделать это максимально эффектно. И видео будет на YouTube. А ссылку по всем школьным чатам завирусят. И тогда девочка поймет, какого героя потеряла. И вернется, — рассказывает Мария Петрова.

Как рассказала Мария Петрова, в выходной Аркадий, шестиклассник и его приятель-ютьюбер пришли к железной дороге.

— Аркадий говорит, страшно было очень. Несколько раз появлялась возможность, но он не решался. Поезда несутся, грохочут, воняют, холодно, сумерки (было ближе к 16:00, — прим. автора). И он стал отказываться, предлагать перенести, — говорит Мария. — А они стали возмущаться: «Зачем мы тогда тут целый день на тебя убили, ты кто такой?! Ты понимаешь, кто мы, а кто ты?! Давай цепляйся или мы всей школе расскажем, какой ты. И тебе лучше в школе не появляться. Тебе в спину даже первоклашки плевать будут. Сделаем так, что тебя бить будут в школе, возле школы и после школы, и вместо».

Аркаша жалеет, что поддался эмоциям и давлению. Ведь в спорте так не принято. Фото: предоставлено героиней
Аркаша жалеет, что поддался эмоциям и давлению. Ведь в спорте так не принято. Фото: предоставлено героиней

Конечно, равнодушным такая отповедь Аркадия не оставила. Мария с его слов говорит, что сын запереживался, распсиховался. Мимо шел товарный поезд.

— Он схватился за первую попавшуюся железку на боку какого-то вагона (цистерны). Поезд сильно потянул. Он побежал, подпрыгнул. Встал кое-как, носочками берцев на какой-то там выступ. Поезд начал ускоряться. Вагоны при этом меняют скорость рывками, так распределяется импульс от локомотива по цепи состава, — рассказывает Мария Петрова. — Вагон тряхнуло, и Аркадий сорвался.

По словам Марии, спутники Аркадия шли за поездом и спустя 9 минут дошли до ее сына, лежащего у рельсов.

— Подошли вплотную. Посмотрели. И поспешили убраться. Нет, они не паниковали. Уходили так, чтобы никому не попасться на глаза. Скорую не вызвали. Взрослых на помощь не позвали. Он все отлично помнит. Он видел их. Тянул к ним руки. Мол, помогите, пацаны. Но... — рассказывает мама Аркадия.

Аркадий пролежал на рельсах 58 минут, пока его не увидел машинист маневрового состава.

— Он почти погиб, но не погиб. Не случись этой трагедии, я только спустя много лет узнала бы, наверное, какой он сильный и мужественный. Мой сын, — говорит Мария Петрова.

КАК СПАСАЛИ АРКАШУ АКСЕНОВА

На путях Аркашу увидел машинист маневрового локомотива Булат Жакеев. По словам Марии Петровой, он экстренно, вопреки инструкциям, остановил состав и бросился к мальчику.

Как рассказал Марии Булат Жакеев, в этот момент он не думал о том, что нарушает инструкции, что его могут уволить. Когда перевернул Аркашу, увидел, что это ребенок, аж дышать перестал.

— Это был мальчик, ребенок! Живой, но ему было худо. Дышал тяжело, весь трясся. Руку тянет: «Дядя, помоги, мне холодно…», — цитирует Мария Булата Жакеева. — Он позвал помощника, тот принес жгут из кабины. Как сумели, затянули правую ногу. Левую не смогли.

Семья безумно благодарна Булату Жакееву за помощь. Он очень эффективно организовал операцию по спасению. Грамотно объяснил характер травм. Ведь могла приехать обычная скорая помощь, а не реанимобиль с дефибриллятором, адреналином и сильнодействующими анальгетиками, и шансов было бы еще меньше.

Мария Петрова по образованию медик, но с рождением сыновей ушла из профессии. Фото: предоставлено героиней
Мария Петрова по образованию медик, но с рождением сыновей ушла из профессии. Фото: предоставлено героиней

Булат Жакеев подбежал к дежурившему неподалеку экипажу ДПС, объяснил, что здесь рядом, на рельсах, тяжело травмированный ребенок. И сотрудники опять же по личной инициативе вызвали еще один экипаж и сопровождали реанимобиль по дороге в больницу, сквозь столичные пробки и по встречке. Они довезли Аркашу за 12 минут.

Сначала Аркадия привезли в одно медицинское учреждение, но вскоре врачи там поняли, что не имеют достаточно оборудования и специалистов для этой сложнейшей операции.

Поэтому мальчику насколько возможно оказали помощь, стабилизировали его состояние и экстренно повезли Центр микрохирургии. Операция длилась шесть часов с постоянной подачей крови — Аркаша потерял очень много крови, пока ждал помощь.

ОБ ЭТОМ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

Мария Петрова решилась рассказать о трагедии, чтобы как можно больше людей, родителей, детей узнали, к чему приводят опасные игры. Ведь на месте ее Аркаши мог оказаться любой мальчишка, а те, кто его подстрекал, не несут никакой ответственности и продолжают уговаривать других школьников стать «героями крутого видео».

— Мой сын не зацепер. Следователи изучали и телефон и ПК — никаких групп, поисков и переписок. Он просто запрыгнул на поезд под давлением. Поймите, важно объяснить, что в таких случаях нужно обращаться к учителям и родителям, взрослые все решат, — говорит Мария Петрова.

Возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сообщается в СКР. Но как рассказала мама, мальчикам, которые бросили Аркашу умирать, ничего не грозит. Максимум — разговор со следователем.

Аркаши в дополнение ко всему закрытая черепно-мозговая травма, ушибы селезенки, печени и легких, переломы. Фото:предоставлено героиней
Аркаши в дополнение ко всему закрытая черепно-мозговая травма, ушибы селезенки, печени и легких, переломы. Фото:предоставлено героиней

— Они несовершеннолетние, поэтому нести ответственность за оставление в опасности не могут. Как и их родители. За плохое воспитание статьи в нашей стране нет, — говорит Мария. — Меня поражает малодушие этих детей. Они не малыши — им 12 и 14 лет. Это подростки, которые спокойно подошли, посмотрели на Аркашу, подумали, вероятно, что не жилец и хладнокровно, без паники ушли кустами, чтобы не попасться на глаза случайным прохожим.

— Если бы они не смалодушничали, не бросили друга, все было бы по-другому. Тогда они были бы героями. Да, за зацеперство им бы влетело, но для всех они были бы теми, кто помог в спасении друга, — говорит Мария.

Женщина говорит, что о зацеперстве раньше никогда не слышала, но оказалось, что это популярная среди детей тема.

— Понятно, что другие мальчики делали это не впервые. Даже в переписке с моим сыном они не называют вещи своими именами, используя аллегории. Например, не запрыгнуть на поезд, а «поймать собаку», чувствуется опыт и понимание незаконности их хобби, — говорит Мария. — Мы поговорили с администрацией школы, чтобы донести информацию о подобных провокациях и подстрекательствах. Те — с родителями учеников. Ко мне уже обратились три мамы, чьим детям один из подростков показывал видео зацеперства, рассказывал, как это круто и настойчиво предлагал поучаствовать.

Автор: Алена МЫЗГИНА. Из архива «КП»