Найти в Дзене
Сумбурные мысли

КОНСЕРВАЦИЯ МОТОЦИКЛА НА ЗИМУ

Оглавление

Консервация мотоцикла- мойка, техобслуживание, смазывание, нанесение силиконовой смазки на мото, заправка полного бака ( если бак железный), накачка колес, смазка цепи и снятие аккумулятора.

Почему нельзя пренебрегать зимней консервацией

Потому, что весной мы хотим кататься, а не ремонтировать и перекрашивать свой байк. Чем хуже мотоцикл будет подготовлен к зимовке, тем страшнее будет выглядеть по весне, потребует обслуживания и вложений в начале сезона.

Оставив байк на улице без подготовки и без присмотра, за зиму – вы рискуете «попасть» на капиталку или вообще остаться без «колес», а нормально законсервированный мотик – по весне достаточно помыть, подкачать колеса и дозаправить.

Подготовка мотоцикла к зимнему хранению

Порядок работ зависит еще от одного главного аспекта: планируете ли вы зимний ремонт или нет (профилактический или капиталку)? Если да, то кроме мойки, сушки и снятия аккумулятора, делать что-то не нужно, все равно будете разбирать.

Если предполагается зимняя эксплуатация, мот не «консервируют», а только обслуживают.

Консервация для ленивых (обязательный минимум): порядок действий

Если байк исправен и обслужен, его просто необходимо укрыть до весны, достаточно будет минимума операций. Выполнять их нужно в приведенном порядке: съездить заправить, чисто помыть, хорошо просушить и защитить.

Заправка

Не до конца заполненный металлический бензобак на холоде, неизбежно соберет внутри себя конденсат, который будет потихоньку превращать его стенки в ржавые отложения. Пока внутренняя поверхность бака без видимой коррозии – процесс будет протекать медленнее. Когда бак уже равномерно рыжий изнутри – быстрее. Также чем больше площадь испарения, тем быстрее бензин будет терять легкие фракции, снижая свое октановое число.

Что сделать, чтобы этому препятствовать:

  • Слить бензин и хорошо просушить бак. Хранить бак нужно герметично, закрыв горловину, – поможет если он сильно ржавый.
  • Залить до полного, слив остатки из карбюратора (если система питания не впрысковая) – оптимальный вариант.
  • Оставить внутри сколько есть, просто заклеив горловину, – вариант не рекомендуемый: бензин токсичен и пожароопасен. Но, при соблюдении мер безопасности, применим даже в квартире (запах бензина выветривается через неделю).

Если мотоцикл хранится в холоде (на улице, крытой стоянке, в гараже без отопления), необходимо залить бензобак доверху.

Пластиковый бак не требует специальных манипуляций.

Мойка и сушка

-2

Правильная подготовка мотоцикла к зиме включает более тщательную, чем обычную мойку.

Важные моменты:

  • Мыть – целесообразно только при плюсовой температуре, либо устраивать тщательную принудительную сушку.
  • Не применяйте силу для очистки ЛКП, не мойте и не вытирайте мотоцикл старой одеждой, ветошью с пуговицами или заклепками.
  • В труднодоступных местах – поможет кисть с длинным ворсом.
  • Сильно грязный мотоцикл подольше держите под пеной (шампунем), если можно – намыливайте дважды.
  • Для стойких загрязнений используйте очиститель битумных пятен, а карб-клинер и брейк-клинер, очень агрессивны и могут испортить лкп.
  • Кроме внешней сушки, нужно обязательно прогреть двигатель, дав ему поработать на средних (не холостых) оборотах минут 5.
  • Не мойте аппаратами высокого давления цепь, тормоза, открытые части электрооборудования и дроссельный узел!

За сиденьем ухаживайте соответственно материалу. Кожаные – нельзя обильно мыть водой, лучше снять грязь влажными салфетками, а после – обработать кондиционером для автомобильного салона.

Если сиденье сильно намокло – снимите его и просушите дома, в тепле. Но только не возле обогревателя – чтобы не покоробило.

Давление в шинах

Даже в простое, колеса потихоньку подспускают, поэтому, если мотоцикл будет храниться на боковой подставке, необходимо подкачать шины на 1–1.5 атмосфер выше рабочего давления. Если байк будет стоять на подкате или подставке, с вывешенными колесами, – приспустите их на 0,5 атмосферы. Планируете периодически приходить и перекатывать мотик, чтобы резина не деформировалась – не меняйте накачку.

Аккумулятор

Любой аккумулятор для мототехники, неважно – кислотный, гелевый, или AGM – требует хранения при плюсовой температуре. Из неотапливаемого гаража или улицы его нужно забрать в теплое помещение, полностью зарядить и поместить в сухое место, где его не достанут ни дети, ни домашние животные. Профилактически нужно проверять заряд аккумулятора каждые 1–2 месяца, при падении ниже 11,5 вольт – заряжать.

Просто оставить аккум на мотоцикле, откинув минусовую клемму (если он хранится в тепле), – можно, но аккумуляторы, независимо от типа и марки, склонны к саморазряду через определенное время. Старая, более сульфатированная батарея, с менее плотным электролитом, разряжается быстрее, за пару недель. Относительно новая – протянет два-три месяца. Но «протянет» – условно. Батарея считается «живой», если ее заряд не упал ниже 10,5 вольт. Все что ниже – глубокий разряд. Если напряжение упадет до 8,5 вольт – не всякий аккумулятор из такого разряда восстановится, то придется покупать новый.

Защита ЛКП, хрома, резины

Окрашенные, пластиковые, металлические хромированные детали и даже оптику мотоцикла можно покрыть любым обычным автовоском (жидкая полироль для ручного нанесения или спрей) или силиконом.

Резину можно:

  • Зачернить (составом для чернения).
  • Побрызгать силиконовым спреем.
  • Покрыть предотвращающей пересыхание пеной.

Наносить любое из этих средств можно только на борта покрышек. Рабочую (центральную) часть ничем не покрывают – иначе, пока верхний (пропитанный) слой резины не сотрется, нормальных тормозов и "держака" не будет.

Средство от грызунов

Мелкие вредители с удовольствием грызут несъедобный для нас пластик и проводку мотоцикла. Они могут сожрать оболочку проводов, распотрошить сиденье, сделав из него гнездо, обгрызть силиконовые грипсы и вообще все, что посчитают нужным.

Отравленную приманку необходимо располагать не на самом моте, но и не далеко от него. Лучше – на полу, примерно в метре. Специальный отпугивающий спрей – наоборот, надо наносить непосредственно на пластиковые детали, ручки, подножки и оплетку проводов.

Защитный чехол

-3

Для длительного хранения нельзя использовать непродуваемые ткани или полиэтиленовую пленку, поэтому пользуйтесь специальным моточехлом соответствующей размерности и кроя. (тут может быть ваша реклама 😉 )

Оставляя байк на улице, не заматывайте его полностью – всегда устраивайте снизу отверстие для проветривания. В помещении – не завязывайте чехол, а просто накидывайте поверх мотоцикла от пыли.

Масло в двигателе и КПП

Подготавливая мотоцикл к зиме, загляните в мануал и сервисную книжку – если масло предстоит заменить в ближайшие 300–500 км, лучше сделать это перед постановкой на хранение. Если же до техобслуживания еще далеко, или планируется зимний ремонт – не меняйте. Обслуживать ДВС и трансмиссию нужно по регламенту, остальное – лишние траты.

Тормозная жидкость и антифриз

Когда планируется холодная «спячка» на улице или в помещении, где температура уходит в серьезный минус, – целесообразно перед консервацией сменить старый антифриз на новый, более плотный. Особенно – если его замена была достаточно давно и подходит срок очередной.

Тормозная жидкость – более гигроскопична, чем бензин, поэтому за холода может «набрать» в себя воды. Бачок нужно заполнить под крышку, так же, как бензобак. Весной – обязательно убрать излишки шприцем. Менять тормозуху осенью не надо, лучше сделать это перед весенним выездом.

Расширенный уход за мотоциклом перед постановкой на зимнее хранение

-4

Полноценная консервация мотоцикла на длительный срок (не только зимой) подразумевает более тщательную проработку деталей, чем регулярная мойка, и защиту разными средствами.

Линейки авто и мотокосметики, принципиально не различаются. Средства одной и другой марки (производителя) – в пределах одной группы те же, поэтому расходники для детейлинга выбирайте исходя из доступности и бюджета. Минимум, который вам нужен, – это деликатный очиститель, не повреждающий краску, и ручная полироль.

Материалы и инструменты которые понадобятся для консервации байка

Подготовка к стоянке может потребовать устранения некоторых неисправностей, поэтому держите под рукой комплект инструментов. Вам понадобятся: чехол, очистители, смазка для цепи (если мот цепной), насос (компрессор), манометр,силиконовая смазка, салфетки и микрофибра, «косметика», возможно – масло и бензин на доливку.

Из технических средств – для постановки в помещении рекомендуется обзавестись мото-подкатом и блокирующими скобами. На подкате байк будет защищен от падения, меньше нагрузка на резину, особенно – если не предусмотрена центральная подставка, а только боковая.

Этапы консервации мотоцикла

Основное правило качественного ухода за мотоциклом – знать, зачем и с какой периодичностью проводится определенная манипуляция для вашего конкретного аппарата. То, что ему жизненно необходимо, в том числе – из раздела «консервация и хранение» – будет напечатано производителем в памятке пользователя. Обязательно скачайте мануал на свой байк и сверяйтесь с ним.

Обслуживание

Отмыв мот, осмотрите его на предмет сколов краски, явного износа деталей, люфтов, которые нужно будет устранить. Если подходит срок – смените масло (или можно в начале сезона). Топливный и воздушный фильтры менять не нужно, это лучше сделать в начале сезона, но, если воздушный фильтр обслуживаемый – практично будет очистить его корпус изнутри и вытряхнуть из складок кассеты крупный мусор.

Свечи.

Если за время эксплуатации система зажигания работала без замечаний – не трогайте свечи! Тем более – если двигатель водяного охлаждения, на которой чтобы добраться до головки, нужно разобрать систему охлаждения и снять половину облицовки.

Можно на зиму обработать изоляторы свечей, колпачки (сверху) и бронепровода силиконовым компаундом – гидрофобной диэлектрической пастой. При необходимости – их можно выкрутить, осмотреть, проверить на качество искры, заменить дефектную или весь комплект и вкрутить обратно, соблюдая нужный момент затяжки.

Ходовая

-5

Карданная главная передача обычно закрытая и требует только проверки (иногда доливки до уровня) трансмиссионного масла.

Цепь – перед зимой нужно промыть и заново смазать. Для очистки используйте либо специальное средство-спрей, керосин, либо дизельное топливо (солярку) и мягкую кисть. Не применяйте бензин и агрессивные растворители! Для смазки используйте соответствующее типу мотоцикла средство: для обработки цепи эндурика не подходит спортивная смазка, и – наоборот!

Ремень – не требует специального обслуживания. Только периодической очистки, проверки на провисание и соосность шкивов.

Электрооборудование

О необходимости снимать аккумулятор – уже говорили. Это непременная часть консервации, независимо от места стоянки. Еще при подготовке к зимнему хранению в неблагоприятных условиях рекомендуется обработать всю проводку, корпуса коммутаторов и пульты на руле «жидким изолятором», вытесняющим влагу. Основные разъемы – раскрыть, побрызгать «очистителем контактов» (это другое средство), высушить и заново собрать.

Бак и топливная аппаратура

Сейчас в продаже есть несколько видов присадок в бензин: чистящие, октан-корректоры, осушители и снижающие зольность. Если вам ничего не осталось, кроме как как хранить мотоцикл зимой в холодном гараже – добавление в бак октан-корректора поможет сохранить топливо в кондиции. Но только если оно изначально было без воды и хорошего качества, поэтому не экономьте и заливайтесь на проверенной заправке.

Обойтись без присадок можно заправившись более высокооктановым топливом. Катаете на 92-м – заливайтесь 98-м, за несколько месяцев его характеристики «приблизятся» к нужным.

Весной, перед первым пуском мотора, желательно разъединить топливопровод и слить около литра того, что отстоится в бензине внизу, долив взамен свежего, или слить весь бензин с бака в канистру и заправить новый, а «зимний» – периодически добавлять в бак к свежему бензину в небольших пропорциях.

На карбюраторных моделях, перед консервацией, рекомендуется сливать "отстой" из поплавковой камеры. У инжекторов, если есть возможность, перед «спячкой» проводят чистку дроссельного узла (спреем), форсунок и клапанов (присадкой в горючее).

Советы по поводу присадок

Независимо от того, в бензин или в масло – добавлять присадки желательно только по одной, чтобы избежать возможных нежелательных реакций. Совмещать средства можно только если это прямо указано производителем.

Не нужно превышать указанную дозировку. Если бак емкостью 14 литров, а флакон присадки рассчитан на 30 л – не выливайте весь. Более эффективно смесь работать не будет. Передозировка осушителями на основе металлов повышает зольность выхлопа и провоцирует отложения нагара, а превышение содержания октан-корректоров значительно повышает температуру сгорания топливной смеси. Это может вызвать перегрев ГБЦ или тепловые «прихваты».

Не стоит переоценивать рекламный эффект присадок. Они позволяют подольше сохранить мотор или трансмиссию в их текущем состоянии, но не могут компенсировать сильный износ или коррозионное повреждение. Их применение оправдано на «свежих» мотоциклах, а на повидавших 20-летних «лошадках» эффекта можно даже не заметить.

Вышеперечисленные советы актуальны также для владельцев скутеров и снегоходов (первые нужно подготавливать к спячке на зиму, а вторые – на летнее хранение). То же касается всесезонных ATV, если их эксплуатируют только в теплое время года.

Перед постановкой мототехники на консервацию, позаботьтесь о надежном, сухом, проветриваемом месте.