Найти тему
Оксана Юдакова

4 УРОВНЯ НЕПОНИМАНИЯ В КОММУНИКАЦИИ

В общении всегда участвуют как минимум двое или группа людей. Каждый одновременно воздействует и подвергается воздействию. Кто же из них должен заботиться об эффективности коммуникации? Эффективность - дело общее, как говорящий, так и слушающий могут вносить свой вклад в улучшение и управлять эффективностью.

Чтобы что-то улучшить, нужно знать и замечать где неправильно, какие паттерны сложились и выступают как барьеры. В коммуникации есть 4 уровня- барьера непонимания, которые приводят к трудностям взаимопонимания и мы как будто говорим на "чужом" языке.

1. Фонетический

С нами говорят на другом языке, произносимое сливается в трудно различимый или совсем неразличимый поток. Когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, используют незнакомые термины или сленг.

Многих не удивит совет как преодолеть такой барьер - говорить четко, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки. Это улучшает восприятие информации. Для преодоления любых барьеров всегда нужно помнить КТО перед нами. Чем хуже человек знает язык, обсуждаемую тему, тем медленнее стоит говорить.

2. Семантический

Коммуникация на нашем языке, но по передаваемому смыслу на "чужом". Любое слово имеет обычно не одно значение и в зависимости от контекста применения включает в себя несколько смыслов. Мы по-разному можем понимать смысл слов, в результате эффективность общения снижается. Какие-то наши переживания и слова "не доходят" до партнера, семантический барьер задерживает непонятное и перестраивает общение. На место одного смысла из-за смысловых различий подставляется другой смысл. В результате неверное понимание и часто неожиданное.

Для адекватного понимания сообщения нужно иметь взаимно согласованный тезаурус. Смысл передаваемых слов должен совпадать.

3. Стилистический и синтаксический непонимание возникает если мы нарушаем грамматику.

На практике часто теряется смысл сообщений, когда говорят громоздкими предложениями или выпадает часть речи. Например, рассказывают без упоминания о ком идет речь. Чтобы текст/сообщение хорошо воспринималось оно должно быть хорошо построено грамматически и структурировано.

4. Логический

Если человек, с нашей точки зрения, говорит что-то в противоречии с правилами логики, то мы его отказываемся понимать и эмоционально воспринимаем отрицательно. При этом неявно предполагаем, что правильная логика есть только одна, т.е. наша.

Каждый человек думает в рамках своей логики и если она не соотносится с логикой партнера, нет ясного представления о его, ее отличиях от собственной, тогда срабатывает барьер логического уровня непонимания. Чужая логика - неправильная, поэтому мы можем относиться к ней недоверчиво и пренебрежительно.

Преодолевать этот барьер можно задавая вопросы, используя аргументацию.

А самым важным является просто не забывать о существовании уровней/барьеров.