Найти в Дзене
Роман Апрелев

Идеи Платона во французском кино

Французская короткометражка “Городская аллегория” (Allégorie citadine) обращает нас к философии Платона. Не самый актуальный ныне мыслитель - и вот тебе на. Тут нужны, полагаю, пояснения. В одном из диалогов Платон дает такую метафору чувственного познания. Люди сидят в пещере, они скованы так, что не могут повернуться, и смотрят на стену. Спиной ко входу. А где-то снаружи источник света и какая-то жизнь. Но что видят пещерные жители? Лишь на каменной стене тени, которые отбрасывают предметы снаружи. Таковы наши представления о реальности. Мы ничего на самом деле не знаем и не видим, а судим о явлениях по теням. Мама с сыном Джеем (вообще-то я весь фильм был уверен, что это девочка, и лишь потом на сайте киностудии прочитал, что там снимался мальчик) спешит в театр на пробы. Ребенок по пути развлекается самодельным калейдоскопом. Но малыш столкнулся с суровой теткой. И хрупкая игрушка не выдержала такого бесцеремонного соприкосновения с действительностью. Тоже самоценный образ. Пока ма

Французская короткометражка “Городская аллегория” (Allégorie citadine) обращает нас к философии Платона. Не самый актуальный ныне мыслитель - и вот тебе на.

Тут нужны, полагаю, пояснения. В одном из диалогов Платон дает такую метафору чувственного познания. Люди сидят в пещере, они скованы так, что не могут повернуться, и смотрят на стену. Спиной ко входу. А где-то снаружи источник света и какая-то жизнь. Но что видят пещерные жители? Лишь на каменной стене тени, которые отбрасывают предметы снаружи. Таковы наши представления о реальности. Мы ничего на самом деле не знаем и не видим, а судим о явлениях по теням.

Кадр из Allégorie citadine
Кадр из Allégorie citadine

Мама с сыном Джеем (вообще-то я весь фильм был уверен, что это девочка, и лишь потом на сайте киностудии прочитал, что там снимался мальчик) спешит в театр на пробы. Ребенок по пути развлекается самодельным калейдоскопом. Но малыш столкнулся с суровой теткой. И хрупкая игрушка не выдержала такого бесцеремонного соприкосновения с действительностью. Тоже самоценный образ.

Пока мама беседует с режиссером (его сыграл Леос Каракс), Джей рассматривает театр, любуется его красивым потолком. А на стене пляшут тени балерин. Идет работа над спектаклем “Возвращение в пещеру”.

Кадр из Allégorie citadine
Кадр из Allégorie citadine

Ребенку наскучило находиться среди взрослых, он выбегает на улицу. Ничего примечательного, только скучное здание перед ним. Но малыш пригляделся и увидел, что перед ним декорация. Он тянет за лист фотообоев и обнажает нарисованный грот. Оказывается, весь город заклеен тоскливыми банерами, под которыми скрываются пещеры. Увидев это, другие люди начинают обдирать фасады.

В фильме использована и мультипликация. Джею кажется, что он сам стал напечатанным плакатным персонажем. Он сперва прогуливается вдоль домов, а потом его заклеивают чиновники, следящие, чтобы нигде не было афиш. Только фальшфасады. Так, детское видение мира драпируется взрослой скукой.

Интересно современное кино? Тогда читайте: